11:35

Евгений Морозов: Калининград - особый регион и вправе рассчитывать на особое отношение

  1. Новости
Заслуженный строитель России Евгений Морозов  рассказал о том, почему готов побороться на выборах в Государственную думу и стать депутатом от нашей области.
 
- Евгений Михайлович, вы с 2010 по 2013 год уже работали во власти, правда, исполнительной, а не законодательной.  В правительстве области были сначала министром строительства и ЖКХ, затем – вице-губернатором. Что вам лично дал этот опыт?
 
- Я пришел в правительство, как профессионал строительной отрасли, но системной работе в какой-то мере учился заново. Кроме того, губернатор Николай Николаевич Цуканов показал на личном примере, как важно и нужно уметь делегировать полномочия. Да, он жестко контролировал мою работу и требовал результат, но при этом не вмешивался в рабочий процесс, оставлял за мной право принимать решения, доверял моей самостоятельности.
 
Когда с тобой работают три тысячи человек, как в случае с моим предприятием, это, безусловно, накладывает большую ответственность на плечи руководителя. И все же она не сравнима с той ответственностью, которая у тебя появляется в тот момент, когда ты руководишь реальным сектором экономики всей области, решаешь вопросы жизнеобеспечения. Вставать в шесть утра и ложиться спать глубоко за полночь – это нормальный режим для чиновника уровня министра. Хотя к такому распорядку я давно привык. Поспать люблю, но даже в выходные просыпаюсь рано и ничего не могу с собой поделать (улыбается).
 
- В какой момент работы в правительстве ваш опыт строителя оказался востребован особенно остро?
 
- Это происходило ежедневно, но на кардиоцентре, чего греха таить, я немало собственного здоровья  оставил. Когда я пришел в правительство, то увидел, что объект просто  не двигается.  Стройка стояла. Причин было две – изначально плохой проект и плохой подрядчик. Вот здесь мой профессиональный взгляд, извините за нескромность, точно было никак не обмануть. Организация работ оказалась просто отвратительной.  Во время селекторной связи губернатора и Владимира Путина, он тогда премьер-министром был, региону поставили задачу завершить кардиоцентр к концу ноября. А совещание проходило в августе! И мы взялись за дело. Пошли на жесткие меры.
 
Знаете, я по жизни улыбчивый человек и вообще не ругаюсь матом, несмотря на то, что строитель, но когда действительно завожусь, могу повысить голос, перейти на крик. Не для того, чтобы обидеть кого-то - я кричу на саму ситуацию. Тогда на совещаниях по кардиоцентру  руководители подрядной организации на поджатых ногах оттуда уходили. Пришлось побороть всех – от проектировщиков до прорабов. И мы выполнили поручение в срок. Сейчас каждый раз, когда вижусь с главным врачом  Юрием Александровичем  Шнейдером, мы обязательно крепко обнимаемся. Мы вместе все это прошли, и теперь каждый год у нас, в Калининграде, лучшие врачи делают тысячи уникальных операций на сердце, реально спасают жизни. Ради такого стоило прожить эти три месяца на стройплощадке.
 
- "Мегаполис" - одно из крупнейших и самых успешных предприятий за постсоветскую историю Калининградской области. Неужели без сожаления оставите родное детище ради законотворчества?
 
- Я всегда был убежден:  нужно уметь создать предприятие, четко организовать его работу, достичь с ним успеха – и с легким сердцем отпустить.  Считаю, что на данном этапе моя роль, как управленца, состоялась. Есть команда, которая прекрасно умеет делать все сама, в чем я убедился, еще когда в 2010  году ушел работать в правительство области. Посмотрел со стороны и понял, что я своему предприятию больше, в общем-то, и не нужен. Есть директор, профессиональный менеджмент. Все. Я ушел! 
 
Какие-то излишества мне не нужны.  Я родился и вырос в провинциальном райцентре, мама работала простым учителем математики. Когда у кого-то из наших стремительно взлетевших бизнесменов на вечеринках выступали именитые музыканты, я на лишние деньги покупал для своего предприятия еще один кран или экскаватор. О чем ни капли не жалею. Теперь рассуждаю просто:  если я смог создать эффективно работающую структуру, которая ни разу не остановилась в развитии за 25 лет, то почему не могу применить свои профессиональные навыки управленца, свой потенциал и энергию, чтобы попытаться решить проблемы большого числа жителей нашей области?
 
- В вашу бытность министром и вице-губернатором область серьезно продвинулась в решении проблемы обманутых дольщиков.  Брошенные застройщиками дома начали достраивать и заселять, очередь пострадавших сократилась в разы. Знаю, что опыт перенимали и другие регионы. В чем секрет?
 
- Я сам прошел через аналогичную ситуацию, когда много лет назад взялся достраивать дом на улице Лесопарковой в Калининграде. Его начинала какая-то литовская компания, но потом почему-то бросила.  Я достраивал на собственные средства, и вот, когда уже дело близилось к завершению, вдруг пришли люди, о которых я даже не слышал, и говорят: "А мы здесь квартиры купили, давайте нам ключи". Вот это был для меня шок. Потом, когда я стал вице-губернатором и решал проблемы других обманутых дольщиков, они мне признавались: "Евгений Михайлович, к вам хочется идти, потому что вы искренне хотите помочь". У нас каждый день встречи были, невероятно сложно вырабатывали решения. Если помните, только в комплексе "Вальдау" 517 квартир заселить не могли, но все-таки достроили, ввели в эксплуатацию. Когда мы приехали туда с губернатором и люди вышли и сказали "Спасибо!" - я наконец-то испытал удовлетворение от проделанной работы.
 
- Скажите честно, как человек, знающий ситуацию изнутри: жилье в нашей стране когда-нибудь станет дешевым?
 
- Говорить "дешевое", на мой взгляд, априори неверно. Даже при убыточной для застройщика  цене в 20 тысяч рублей за квадратный метр квартира все равно будет стоить около миллиона или дороже. При нынешнем уровне зарплат самостоятельно собрать такую сумму почти невозможно, и мы снова упираемся в проблему доступности кредитов. Нам нужна социальная ипотека или программа арендного жилья, которую мы уже пытались запустить в Калининградской области. Суть программы была в том, чтобы ежемесячный платеж для бюджетников был необременительным – ниже, чем плата за аренду квартиры "у хозяйки", но при этом деньги шли бы в счет выкупа этой самой квартиры. И на эти же деньги можно было бы строить следующий дом, не влезая в карман государства.
 
- Как семья отнеслась к вашему решению выдвинуть кандидатуру на выборы в Госдуму?
 
- Супруга за 32 года нашего брака уже свыклась с тем, что время от времени я затеваю кардинальные перемены. Так было, когда я сам попросил по распределению отправить меня в Калининград. В разгар перестройки, без гроша в кармане, решил открыть свою фирму. Потом оставил все и ушел в правительство. Вернулся. Принял новые вызовы, много чего построил. Из таких перемен состоит моя жизнь, но к разладу в семье это не приводит. Хотя, возможно, весь секрет в том, что я по знаку Зодиака – Лев, а супруга – Весы (смеется).
 
- Ваше слово на совещаниях всегда последнее?
 
- Да, но перед этим я выслушаю мнения каждого. Я не привык, чтобы за меня кто-то что-то решал и считаю, что нужно уметь отстаивать свою позицию. Этого же принципа придерживаюсь и в политике. Мы живем на особой территории, а потому вправе рассчитывать на особое внимание и особое отношение федерального центра, настаивать на этом. Это – не каприз, это – единственная гарантия нашего развития в будущем. Нам жизненно необходим Закон о Калининградской области и именно мы должны принимать активное участие в его разработке, а не ждать, что это сделает кто-то другой и в каком виде это сделают. Есть множество идей, которые нужно закрепить на уровне законодательства. Я готов приложить все свои знания и свой опыт, включая управленческий, для того, чтобы довести эти идеи до воплощения в жизнь.