08:40

Семь раз отмерь — один отрежь: какой быть пешеходной зоне в центре Калининграда?

  1. Новости
Администрация города разработала концепцию свободной "прогулочной" территории на улице Баранова, где по задумке должны появиться кафе, цветники, велодорожки, художники с мольбертами, дамы с собачками и никаких автомобилей. Альтернативное мнение на этот счёт высказал генеральный директор управляющей компании ООО "Центральный продовольственный рынок" Сергей Званок.

Гордиев узел

— Сергей Николаевич, администрация нашего города разработала концепцию пешеходной зоны в центре Калининграда. С одной стороны, здорово, такие зоны есть в крупных городах мира. Главный архитектор Вячеслав Генне приводит нам пример Еревана. И на бумаге всё выглядит гладко и красиво. А как думаете вы?
 
— У нас есть своя позиция по благоустройству пешеходной зоны до башни Врангеля. На первый взгляд, данная идея выглядит очень привлекательной — наконец-то в центре Калининграда появится пешеходная улица, полностью или частично свободная от автотранспорта. В городе уже есть положительные примеры удачных проектов, например Рыбная деревня, но есть и отрицательные, когда улица не "зажила" пешеходами — это улицы Соммера, Рокоссовского. Поэтому подобным проектам должна дать оценку общественность, чтобы в очередной раз не наломать дров, что уже бывало в новейшей истории Калининграда. Очевидно, что надо выслушать мнение горожан по этому поводу — с общественными слушаниями с приглашением профессиональных специалистов и горожан. И здесь надо объективно разобраться, в интересах кого будет функционировать данная пешеходная улица. Давайте ответим себе на один вопрос: "С какой целью я, калининградец, пойду пешком по улице Баранова? Для чего? Что я там увижу, чем порадую глаз?" Ответ простой — непривлекательные фасады рыночной инфраструктуры, хозяйственные дворы или "задники" торговых комплексов, огромное количество обслуживающего автотранспорта, "блошиный" в самом точном выражении рынок, компании антисоциальных личностей… О каком качестве общественного пространства можно говорить, увидев это всё? А кто-нибудь подумал о пригодности такой открытой улицы для передвижения пешком при неблагоприятных погодных условиях в городе, в котором количество солнечных дней составляет менее одной трети? Рассуждая о пешеходной улице, чиновники должны подумать, что 50 тысяч жителей Калининграда ежедневно заинтересованы в продовольственном рынке.
 
— Автотранспорт станет помехой свободному и безопасному проходу по улице Баранова?
 
— Протяжённость этой улицы от площади Победы до башни Врангеля 900 метров. Пешеход здесь постоянно "конфликтует" с автомобилями: въезд на парковку в "Кловер", разгрузка-погрузка в этот торговый центр, подъезд туристических автобусов к гостинице "Рэдиссон" и к парковке "Акрополя"… То есть фактически сплошные пересечения пешехода и транспорта! Пешеходный переход через Горького не добавляет комфортных ощущений. А за перекрёстком идёт сплошная "красная" зона: загрузка продукции в рыбный и молочный павильоны, в магазины "Эпицентра" и предпринимателей на всём протяжении улицы до улицы Партизанской. Идёшь дальше, попадаешь на улицу Партизанскую, вновь поток машин, въезд на рынок авто с товаром и т. д. Все мы понимаем, что данная улица не приспособлена для прогулок и при таком явном конфликте транспортных и пешеходных потоков однозначно может превратиться в градостроительный тупик. Кстати, такую позицию занимают и большинство местных архитекторов, но их мнение не хочет слышать городская власть, занятая, по всей видимости, подготовкой смет расходов на ненужную реконструкцию улицы, чтобы бездумно и необоснованно потратить деньги горожан.
 
Cхема альтернативных вариантов пешеходных зон в центре города

Простое решение

— И что предлагаете?
 
— Надо отдать себе отчёт, сколько надо будет потратить бюджетных денег, чтобы превратить улицу Баранова в пешеходную зону, как на картинке у главного архитектора. Нужно будет выкупить у частников все павильоны, переложить инженерные сети, обустроить пешую зону, велодорожки и дорогу для автотранспорта, решить ещё очень много проблем, начнутся судебные тяжбы и растянутся на годы, и "воз будет поныне там". Это сотни миллионов рублей. Почему нет альтернативы? Первый вариант, смотрите: рядом с прокуратурой области расположены старинный парк и пруд. Отличная рекреационная зона, вековые деревья, прекрасный вид открывается на башню Врангеля и пруд. Почему бы там не сделать пешеходную улицу с современным освещением, кафе, удобными площадками, широкими дорожками?! Прогулки для калининградцев здесь станут наслаждением. Простое и красивое решение, которое очень понравится горожанам, а фото на фоне такой картинки станет сувениром и для туристов. Инвесторы благоустроят территорию за свои деньги, а взамен получат места для торговли сувенирами, янтарными украшениями — в таком виде, в каком видит это город. Мы не говорим о застройке парка, говорим о его благоустройстве — сегодня это неприглядный уголок города рядом с "жемчужиной". И это будет несоизмеримо дёшево для городского бюджета. Считаем, что данный вариант необходимо выставить на широкое обсуждение. А деньги на "барановский" проект можно вложить в обустройство набережной Нижнего озера и связать единой пешеходной зоной с Верхним озером через улицу Пролетарскую. Получится ещё один вариант пешеходной улицы с готовой инфраструктурой — магазины, кафе, музеи и озеро.
 
Схема пешеходной зоны вдоль ручья "Парковый", предоставлена управляющей компанией Центрального рынка

Парковка для горожан

— Я родилась в этом городе, и всегда за свежими продуктами, за мясом, рыбой, овощами-фруктами ездили на Центральный рынок. Жизнь идёт, всё меняется. Теперь этот объект в окружении крупных торговых центров. Но тем не менее люди спешат к вам за покупками. Спрос на рынок существует, он не иссяк.
 
— Работа рыночных предпринимателей востребована. У наших людей славянский менталитет, существует традиция ходить на рынок. И не стоит губить хорошее дело, надо улучшать сервис, чтобы людям было сюда удобно добраться, без проблем припарковать авто. Кстати, мэрия сначала пообещала помочь с парковочными местами для покупателей, а сегодня в соответствии с концепцией пешеходной улицы Баранова, представленной на градостроительном совете мэрии, вообще все парковочные места у рынка будут ликвидированы. Предлагается всем пересесть на общественный транспорт и таким образом ездить за покупками! Как подъехать на рынок инвалидам, пожилым людям, многодетным семьям, женщинам? Чиновники предлагают им носить в руках тяжёлые пакеты и авоськи до ближайших парковок и остановок общественного транспорта. А сами закрывают в своих интересах дороги от пешеходов и постороннего транспорта и организовывают парковки для служебных машин непосредственно перед входными зонами в здания госучреждений. И посмотрите, сами чиновники предпочитают приезжать на рынок на служебных автомобилях и припарковаться у порога. Почему такая несправедливость?
 
— "Если хочешь что-то построить — послушай город, если хочешь что-то снести — послушай сердце". Это философское изречение можно прочитать на стене в кабинете у главного архитектора. Как Центральный рынок будет развиваться дальше?
 
— Безусловно, прежде всего нужно учитывать интересы горожан и частных инвесторов. Надо советоваться с горожанами, понимать, что они хотят. У нас впереди масштабная реконструкция промтоварного рынка. Ориентировочный объём инвестиций составляет порядка 1,2 млрд рублей. На месте палаток будет построен современный торгово-развлекательный центр, который после ввода в эксплуатацию принесёт в муниципальную и федеральную казну более 150 млн рублей ежегодно в виде различных налогов и сборов, предоставит дополнительно более 600 рабочих мест для горожан и станет настоящим украшением центра города Калининграда.