10:25

Докеры доказали профсоюзную дискриминацию

  1. Новости
Требовали докеры увеличить заработную плату, дополнительное медицинское страхование, дополнительный отпуск за вредные условия труда и восстановление на работе уволенного члена профсоюза. Реакция портового руководства не заставила себя ждать - смутьянов начали откровенно «прессовать».

- Заработок в порту сдельный, - рассказал «Комсомолке» председатель профсоюза докеров торгового порта Михаил Чесалин. - Грузы ранжируются по стоимости - за одни платят больше, за другие - меньше.

Другими словами, членов профсоюза перевели на самые низкооплачиваемые грузы. В результате при одинаковой выработке докеры из «независимого» профсоюза получали в 2-4 раза меньше, чем их коллеги - члены портового профсоюза.

- Руководство порта прибегло и к другим мерам морального и материального давления, - вспоминает Юрий Бычков, в то время работавший докером в порту. - Участников забастовки выводили за штат, проводили всевозможные аттестации.

Многие не выдерживали и сдавались. Но 32 докера в декабре 1997 года подали в суд иск о дискриминации. За что позже и были уволены под предлогом реструктуризации порта.

В районном суде Балтийского района дело тянулось бесконечно. В августе 2000 года суд и вовсе отказался рассматривать иск. Далее был суд областной, который не увидел признаков дискриминации членов независимого профсоюза. И еще через год докеры подали иск в Европейский суд по правам человека.

Через два года жалоба была признана достойной внимания, а еще через год - приемлемой.

- Это очень важная стадия для жалобы в Европейском суде, - добавил Чесалин. - Как только Европейский суд признает жалобу приемлемой, правительства многих стран стараются принять меры, чтобы договориться с истцом. В нашем случае подобного не произошло.

Решение Европейского суда, вступившее в силу 30 июля 2009 года, изрядно смутило как российских, так и европейских юристов. Докеры торгового порта стали первыми, кто доказал, что дискриминация по признаку профсоюзной принадлежности, запрещаемая статьей 14 Европейской конвенции и ст. 3 Трудового кодекса РФ, в России есть. Европейский суд потребовал от государства выплатить каждому докеру по 2,5 тысячи евро моральной компенсации.

- Все эти годы мы верили, что найдется инстанция, которая защитит, поможет работягам, - сказал Бычков. - Жалко, конечно, что это решение вынес не российский, а Европейский суд. Но все равно, все мы испытываем моральное удовлетворение. Одно обидно - два наших товарища не дожили до этого дня, а моральная компенсация родственникам умерших не полагается…