Игорь Сайфуллин, основатель творческого объединения Russian Amber:
- Что было самым сложным в работе над проектом "Рашен Эмбер" на начальном этапе? Мы сначала сомневались в правильности выбранного пути, и поэтому сложно было сначала убедить скептиков в том, что работа с янтарем имеет шанс здесь и сейчас. А потом появились участники объединения, вдохновленные и готовые сделать все с нуля. Они помогли нам отбросить сомнения, и все закрутилось.
Расстояние между Москвой, где мы живем, и Калининградом особо не ощущалось. В голове всегда были воспоминания о Балтике, картинки города, моря перед глазами. Нам очень важно, чтобы янтарь ассоциировался именно с этой естественностью и силой, которая присуща природе Калининградской области. Поэтому расстояния стерлись.
Главное, что янтарю еще есть что нам рассказать. И он может вдохновить.
Среди современных российских дизайнеров до появления Russian Amber практически никто не работал с янтарем. При этом его физические и эстетические свойства позволяют создавать нетривиальные произведения, порой прибегая к сложным скульптурным формам. Публичным дебютом творческого объединения стало участие в нескольких рождественских дизайнерских ярмарках, проходивших в Москве на рубеже 2014 и 2015 годов. Забавно, что там ничего янтарного не продавали - просто напечатали красивые открытки с Куршской косой, привезли туда шишки и прочие атрибуты, чтобы воссоздать атмосферу Калининградской области, и рассказывали про свою идею сделать из янтаря что-то кроме бабушкиных бус и картин с янтарной крошкой. Камень, еще пару лет назад привычно ассоциировавшийся с гардеробщицами провинциальных историко-художественных музеев, вдруг стал востребован, изделия с ним возжелали модные столичные леди и джентльмены. Следующим этапом в становлении нового статуса янтаря была выставка "Янтарь. Второе рождение", проходившая в мае 2015 года в Музее Москвы.
Там янтарь стал основой эксперимента, где сочетались традиционная фотовыставка, интерактивные образовательные инсталляции и современное искусство.
Kao Lin, участники объединения Russian Amber
Александра Петрова: "Янтарь появился для нас полгода назад - когда мы заполнили заявку на стенде Russian Amber на "Ламбада-маркете". C нами связались организаторы и предложили разработать эскизы собственных изделий с янтарем. До этого никаких отношений с этим камнем у нас не было - мы воспринимали его только как блестящие круглые бусины. Но когда мы поработали с этим камнем, мы поняли, что у него может быть другая жизнь".
Никифор Игнатенко: "Во время подготовки своей коллекции мы посетили калининградскую мануфактуру "Емельянов и сыновья" и поняли, что есть элементы янтаря, которые обладают потрясающими декоративными свойствами, но совершенно не используются в производстве украшений. Например, "шкурка" янтаря - она стачивается для получения тех самых пресловутых бусин или идет на переплавку. Мы же постарались в наших изделиях эту "шкурку" оставить и подчеркнуть. Когда одна часть камня стачивается, а другая остается необработанной, получается совершенно потрясающий эффект - такой мы не встречали ни в музее, ни на просторах Интернета, можно сказать, что это наше ноу-хау".
Екатерина Машутова, заместитель генерального директора АО "Янтарный Ювелирпром":
- Этот проект родился в результате взаимодействия между руководством нашей компании и Ассоциацией переработчиков янтаря. У нас общие задачи – обновление ассортимента продукции и расширение круга потребителей.
Рынок переработки янтаря давно сформировался, а ассортиментный ряд, предлагаемый потребителю, сузился. Не секрет, что молодому поколению от 18 до 35 лет существующие янтарные изделия не интересны. А по оценкам маркетологов, уже сегодня аудитория потенциальных потребителей янтаря в России могла бы быть шире во много раз. Мы поняли, что хотим побороться за молодых потребителей. И помочь в этом нам могут те, кто лучше всего понимает их вкусы – молодые дизайнеры.
Конечно, нам мешает консервативность отрасли. И дело не только в том, что "Янтарный Ювелирпром" – это большое государственное предприятие с планами, технологическим производственным циклом, с обязательствами перед региональными партнерами, которое к тому же находится в непростой ситуации – есть первоочередные задачи по модернизации оборудования и восстановлению всего того, что долгие годы просто варварски уничтожалось. Гораздо сложнее было убедить другие частные компании попробовать начать работать по-новому.
Пока рано гордиться тем, что мы начали. Но мне приятно видеть, как трансформируется отношение к проекту у участников со временем. Между совершенно разными людьми возникает взаимопонимание. Я рада быть сопричастной к таким изменениям.
Кстати, у меня самой есть украшения нескольких участников творческого объединения RUSSIAN AMBER, но пока еще не всех. Как и многие другие, я жду осенних новинок. Знаю наверняка, что некоторые из них станут бестселлерами".
Через месяц с небольшим дизайнеры объединения приняли участие в международной биеннале "Алатырь", где были показаны работы Russian Amber, которые являются результатом их творческого взаимодействия с калининградскими мастерами из Ассоциации переработчиков янтаря. Команда Russian Amber - шесть дизайнерских объединений, и у каждого из них свой узнаваемый стиль, их работы с янтарем отличаются друг от друга.
Но создать украшения и объекты было бы невозможно без поддержки калининградских янтарщиков. По признанию дизайнеров, им здорово помогли мастер-классы профессионалов мануфактуры "Емельянов и сыновья" и Вячеслава Дарвина. В итоге в своих работах, уже зная свойства камня, дизайнеры постарались сломать стереотип о том, что янтарь любит только округлые формы, предложили совершенно другие варианты обработки. И получились очень крутые штуки!
Илья Емельянов, представитель ассоциации производителей и переработчиков янтаря:
- Нужно понимать, что есть дефицит идей и мыслей по отношению к тому богатству, которым наш регион обладает. Нет новой крови в дизайне. И конкурировать на внешнем рынке даже хотя бы с Литвой и Польшей достаточно сложно.
Мы долго думали и говорили о том, какие пути решения могут быть в этой ситуации. Наверное, только за счет привлечения каких-то новых сил. Так потихоньку и родилась идея сделать совместный проект с молодыми креативными дизайнерами. Которые не замотивированы на сегодняшний день исключительно деньгами, а у которых есть, скажем так, некоторые амбиции: стремление создать некий новый тренд и предложить свежие решения.
20 лет отрасль в прямом смысле уничтожалась, говорить о каких-то коротких сроках для результатов этих переломных моментов очень сложно. Иногда мы закладываем идеи, которые дадут результат лишь в отдаленном будущем. Я думаю, что первые тенденции будут заметны через год-два. А дальше уже будет все в геометрической прогрессии.
Но, разумеется, вдохновителя янтарных метаморфоз — Калининградский Янтарный комбинат — интересует не только авторский дизайн, но и развитие серийного производства появившихся украшений. А это означает выход в масс-маркет и, следовательно, потребность в более глубокой проработке маркетинговых концепций продвижения дизайнерских украшений. Как раз на этом этапе к проекту присоединились специалисты из Калининградской ассоциации маркетологов. Все вместе - дизайн, производство и маркетинг — должно было работать в едином ключе, в рамках одного проекта, который получил название "Янтарь 3.0".
Проект был представлен в калининградских "Арт-воротах", в рамках одного из мероприятий биеннале "Алатырь": мастер-класса кураторов Британской высшей школы дизайна Дмитрия Карпова и Владимира Тилинина. Именно там были сформированы команды, в каждой из которых оказались дизайнеры, маркетологи и производственники. Они выступают как единое целое, на всех этапах создания ювелирного украшения работая во взаимодействии. Грубо говоря: дизайнер создает идею продукта, маркетолог разрабатывает концепцию продаж продукта, а производственник — делает все, чтобы переход от теории к практики был минимально болезненным для изначального художественного и маркетингового замысла. Все это происходит в постоянной обратной связи друг с другом.
- Меня привлекло задание – поменять представления о янтаре. Мое отношение к янтарю было резко негативное. И это самое сложное – поменять свое собственное мнение. Если мне удастся посмотреть на янтарь с нового ракурса, то в дальнейшем не возникнет проблем раскрыть его потенциал перед другими.
Кроме основной работы я занимаюсь параллельно несколькими проектами. Поэтому проблем с переключением на новую для себя деятельность не было, просто появилась еще одна задача, которую надо решить.
Каждый раз я подвергаю сомнению основную идею и еще раз проверяю ее на прочность. Отношусь к своей работе больше как критик, так как всегда есть вероятность, что лучшая идея может прийти совсем не к тебе. Для меня главное – это опыт, это люди, которые становятся настоящее командой при решении таких нестандартных задач. Если команда будет отлажено и без сбоев работать – это уже моя личная победа. А оценка проекта… это, как показывает опыт, дело достаточно субъективное.
Чуть больше, чем за месяц до старта второй конференции "What's Up, Будущее!?" была запущена вторая, практическая фаза проекта "Янтарь 3.0". Всего за несколько недель команды-участники должны создать стройный симбиоз маркетинговых, дизайнерских и производственных концепций. Итоги будут объявлены на конференции "What's Up, Будущее!?".
Если присмотреться, подобная командная механика процесса сильно напоминает опыт самых передовых IT-компаний, которые используют что-то подобное в рамках мероприятий вроде "Хакатонов", "Стартап Уикендов" или даже Imagine Cup, где крупные компании дают ход удачным идеям только в случае, если они инновационны, а также глубоко и всесторонне проработаны. В этой связи можно сказать, что если "Янтарь 3.0" - это аналог Imagine Cup, то Калининградский Янтарный комбинат выступает тут как столь же устремленная в будущее компания со своим видением как, скажем, Microsoft.
И уже эта перемена в имидже предприятия, которое еще пару лет назад было одним из самых закрытых и консервативных не только в регионе, но, возможно, и во всей России, не может не радовать.
Фото: Russian Amber, Александр Любин
Видео: Russian Amber
Взято с tvoybro.com