13:01

Сергей Никоненко: «Безруков стал слишком много пародировать»

  1. Новости

Мы дозвонились любимому актеру в Москву и застали его в Есенинском культурном центре, основателем которого является Никоненко. 

- Еще мне сегодня прислали приглашение на Шукшинский фестиваль, - рассказал Сергей Петрович. - Скоро поеду. Будет много интересного. Вообще, не часто удается вырваться из Москвы. Недавно побывал на открытии кинофестиваля «Созвездие». Меня позвали как ветерана - пройтись по дорожке. Этот фестиваль для актеров кино, и призы присуждают сами актеры. Это же самое почетное - получить приз из рук коллег.

 

Сыграл «пахана»

- Вижу, вы много работаете

- Да. На днях прошла премьера антрепризного спектакля «Триумф комиссара Оливье». Может быть, мы привезем его в Калининград.  Еще скоро выйдет картина «Черта с два», где я играю «пахана». Меня многие привыкли видеть в образе положительных милиционеров, а тут… бандит. Знаете, очень интересно было размять себя. Нужно же выстроить мысль героя, а потом присвоить ее себе. Она и поднимает в тебе эмоции, на которые ты способен, на которые тебе Бог дал талант! Так происходит актерское творчество. Как Пушкин говорил: «Слова лились, как будто их рождала не память рабская, но сердце». 

- Где еще успели сняться в последнее время?

- В начале этого года я сыграл русского профессора литературы в итальянском фильме «Десять зим». Сейчас снимаюсь в фильме «Аптекарь» по произведению писателя Орлова. 

Более того, я надеюсь, уже осенью российский телезритель увидит мою режиссерскую работу - 16-серийную картину «Аннушка» по сценарию Николая Лырчикова, где я снялся и как актер. Композитор Евгений Крылатов написал изумительной красоты песни на стихи Евтушенко и Резника. В фильме замечательная драматургия. Мы с молодыми артистами расскажем зрителю очень интересную историю. Всем советую: телероман, история двух женщин - матери и дочери, которых сыграла… одна актриса Мария Буравлева!
 

Об актерах: молодых и не очень

- Вы присматриваетесь к молодым актерам нового поколения?

- Да, и мне многие нравятся: молодые 22-летние выпускники разных школ и вузов. Например, Мария Буравлева из ВГИКА, Леша Коряков из школы-студии МХАТ. Вижу, что есть талантливые ребята. А еще наблюдаю за теми, кто был совсем недавно молодыми выпускниками. За теми, кто уже вроде бы пошел в мастера. Тут вот они стали известными, популярными… Некоторые делают ошибки.

 - Это вы о ком?

- О Сергее Безрукове (грустно). Мне жаль, что этот очень одаренный артист научился «штукарить». Это чисто технический термин. Очень легко, когда ты освоил искусство пародии. Может быть, трудно пародировать что-то новое, а сам этот прием легко берется! Вот и думают, что это и есть творчество. А ведь каждый раз надо проживать роль заново! Вот какое дело. 

Я видел его замечательную работу, когда он начинал играть Есенина в театре Ермоловой: это было трепетно, живо, волнительно для зрителя. Я сидел тогда в зале и переживал, был увлечен судьбой героя! Я видел, что этот мальчишка живет! А потом вышел фильм «Есенин». Там эту роль Безруков совершенно не проживает. Там он мастерит. 

То же самое я наблюдал в фильме «Пушкин». То же самое в фильме «Мастер и Маргарита» у Владимира Бортко, где Безруков сыграл Иешуа. А если выйдет фильм Юрия Кара, где роль Иешуа сыграл Николай Бурляев, вот тогда нам разница будет понятна: по внешнему легкому наброску-рисунку идет Безруков, а Бурляев проживает роль в образе, аж светится изнутри! Мне обидно. Ведь Безруков - человек очень талантливый. Оттого и спрос с него у меня другой.

- Вы не считаете, что ему нужно меньше «светиться»? В «Тарасе Бульбе», например, хоть и не сыграл, но читал текст за кадром.

 

- Ну, если его приглашают, что ж ему отказываться? В «Тарасе Бульбе» он, кстати, неплохо звучит. Мне этот фильм Бортко в основном понравился. Я за эту картину. Претензии только к разработке характеров Остапа и Андрия. Хотелось чего-то большего. Конечно, этот фильм по мотивам произведения Гоголя, но может быть надо было что-то дописать, есть же автор сценария!

 

«Раньше дружили, теперь стреляют»

- В такой суматохе удается следить за тем, что в мире происходит?

- Только по радио в автомобиле. На телевизор нет времени. Из последних событий зацепило покушение на президента Ингушетии. Это мы все расхлебываем 70-летнюю ложь советской действительности. Думаю, рана, которую тогда нанесли, заживет еще не скоро. Что там сейчас творится!? Темные силы делают свое дело, а нам надо противостоять им добром. А добро должно быть сегодня с кулаками. 

- Вы были на Кавказе?

- Часто. Не раз приезжал в Карачаево-Черкесию. Народ и нация тут совсем ни при чем. А при чем неправильная политика или непонимание интересов жителей гор: как они хотят жить, что они хотят. Тут надо бы хорошо знать историю. Не только был Шамиль Басаев. Сто с лишним лет назад другой Шамиль был - чеченец, который раскаялся. Он признался, что если бы он был умудрен и знал бы больше, то он никогда бы не проливал кровь. А как винить народ? Кто-то посулит кому-то легкую добычу. Глядишь, за ним уже какая-то группа людей пошла, превратилась в шайку. Если добыча незаконная, то эти люди - бандиты. А вспомним, что там творилось! Что-то чудовищное: забирали в плен, в рабство.

Во ВГИКе со мной на курсе учились три индонезийца, два монгола, один азербайджанец, один армянин, два грузина. Мы жили дружно, интересовались культурой народов, традициями. А сейчас все больше стреляют... Прав сегодня не тот, кто действительно прав, а тот, у кого в руке «макаров» или «калашников». К сожалению.
 

Про Кениг и сосны

- Сегодня в Калининграде идет много споров по поводу германизации региона. Решают, восстанавливать ли замок, переименовывать ли город…

- Я бы переименовал город! Надо вернуть старое название. Ведь все равно про себя город люди зовут Кениг. Ведь Калининград - самый ближний российский рубеж к Европе. И так у вас замечательно! В природу в вашу влюбился: в ветер, в сосны, в песок. 

- Может, переберетесь к нам тогда?

- А может быть. У меня была мысль построить домик у вас. Я бы хотел в Рыбачьем на Куршской косе. Мне и земли-то много не надо… Построил бы небольшой домик… Мне нужно какое-то спокойствие, уверенность. Раньше я хотел поближе к Москве - построил недалеко дом, а у меня его хотели сжечь!