11:15

Зачем платить "бомбилам"?

  1. Новости

В июне исполнилось ровно четыре года, как в нашей стране отменено лицензирование таксомоторных предприятий. Решение, которое принималось на федеральном уровне, аргументировалось высокой коррупционностью сферы выдачи разрешительных документов и необходимостью ее либерализации. Но, по мнению многих специалистов и экспертов, отмена лицензирования привела к другим негативным последствиям - начиная от снизившейся безопасности движения и заканчивая многомиллионными потерями бюджета. А самое главное - пассажиры частных такси практически не защищены от недобросовестных действий перевозчика.

В равной степени эти проблемы актуальны и для Калининграда. По неофициальным подсчетам, в нашем городе работают до полутора тысяч «бомбил», которые занимают, как минимум, 70% рынка перевозок.

Почувствуйте разницу

Первое и самое очевидное, чем может обернуться поездка с частником для любого пассажира - это необходимость платить по завышенным расценкам. Поскольку никаких счетчиков в машинах обычно нет, «тариф» устанавливает сам водитель, и суммы иногда бывают просто фантастические. Особенно, увы, от этого страдают гости нашей области. За поездку из аэропорта в Калининград частные извозчики, не стесняясь, требуют до 1000 рублей. О том, что обычный тариф составляет всего 450 рублей на этом же маршруте, туристы, конечно же, знать не могут. Да и калининградцы не всегда задумываются о том, что за поездку за город часто переплачивают «бомбилам» в несколько раз. При этом никто не даст в конце поездки чек, который можно было бы предъявить в случае возникновения спорной ситуации.
И все же это только верхушка айсберга. О том, чем еще грозит бизнес «бомбил», нам рассказали руководители крупных таксомоторных фирм Калининграда.

Есть мнение

- К сожалению, контроль за частниками сегодня значительно ослаблен, хотя их деятельность вызывает много вопросов, - говорит заместитель генерального директора такси «Марсель» Аркадий Коваль. - Один из самых важных - безопасность таких перевозок. В нашей компании, например, ни одна машина не выйдет на линию, пока не пройдет осмотр механика, а состояние водителей обязательно проверяет врач. Кроме того, все наши автомобили оснащены детскими креслами, которые вы вряд ли когда-нибудь увидите у частников. Я бы посоветовал калининградцам задуматься над этими вещами, прежде чем садиться в машину с шашечками на крыше.
- Проблема частных такси была, есть и будет до тех пор, пока государство не на словах, а на деле не займется малым бизнесом. И, в частности, бизнесом такси, - считает генеральный директор такси «Регата» Сергей Пичугин. - Да, раньше была лицензия, но и она работала всего процентов на 50. А сегодня любой, у кого есть «права» и кончились деньги, считает, что может стать таксистом. Но ведь это же беспредел! Я считаю, что проблему можно попытаться решить на местном уровне. Как один из вариантов - продавать таксомоторным предприятиям патент. Можно на месяц, можно на год и больше. И тогда каждый, кто захочет заняться этим бизнесом, должен стать индивидуальным предпринимателем и заплатить в бюджет определенную сумму. А город на эти деньги оборудует стоянки такси. Но у нас этим почему-то никто не хочет заниматься. В Литве, например, если кто-то выехал «бомбить» без лицензии, штраф - 800 лит, это примерно 10 тысяч рублей.
- Проблема с так называемыми «бомбилами», на самом деле, куда более острая, чем может показаться на первый взгляд, - уверен директор «Калининградского таксопарка» Николай Стрельников. - И дело не просто в том, что они уводят клиентов у нас, крупных таксомоторных компаний. Обиднее другое. На протяжении последних нескольких лет фирмы такси потратили немалые средства на покупку абсолютно новых автомобилей. Многие компании, и наша в том числе, содержат штат механиков, выплачивают зарплату фельдшерам, которые ежедневно осматривают водителей, делают налоговые отчисления и отчисления в пенсионный и другие фонды. Частники, естественно, ничего этого не делают, но при этом их выручка, по меньшей мере, сопоставима с оборотом легальных перевозчиков! Город недополучает от нелегальных извозчиков налоговых и других поступлений десятки, а то и сотни миллионов в год. Я надеюсь, что власти все-таки обратят внимание на эту ситуацию.

А КАК У ДРУГИХ?

Несколько лет назад войну нелегальным таксистам объявил мэр Москвы. Особое внимание столичного градоначальника привлекли извозчики, обосновавшиеся рядом с вокзалами и аэропортами. Одной из точек кипения стал случай, произошедший в прошлом году. Предлагая частные услуги такси в столичном аэропорту «Домодедово», мужчина за полгода работы ограбил пассажиров на 60 тысяч рублей. Его жертвами становились одинокие гости столицы, которых привлекала низкая цена услуги: таксист назначал не более 150 рублей. Уже в пути клиентам называлась новая сумма, в десятки раз превышающая первоначальную. В итоге нелегального частника-вымогателя удалось задержать, и он предстал перед судом.

ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
Плата за пользование легковым такси определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.
Фрахтовщик выдает фрахтователю кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси.

На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:
а) полное или краткое наименование фрахтовщика;

б) условия оплаты за пользование легковым такси;

в) визитная карточка водителя с фотографией;

г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.