21:58

Илья Клебанов- Губернатору Боосу ставлю крепкую -четверку-

  1. Новости

«Сегодня многие поняли, что работа – это работа»

- Как живете-то? - спросил Илья Иосифович у журналистов, - как на вас кризис отразился? Расскажите, интересно все-таки?

Но стал отвечать сам:
- Сейчас у многих сложилось впечатление общей стабилизации ситуации в экономике. Отчасти это объективные впечатления, а часть, конечно, субъективные. Что касается безработицы и по стране, и по округу, сейчас такой динамики нарастания даже близко нет. Если вплоть до марта мы получали 12, а иногда и 16 тысяч безработных в неделю по округу, то последняя цифра была – 300 человек за последнюю неделю. По всей видимости, в области безработицы мы достигли дна. Но при этом многие региональные программы по занятости заработали. Много говорилось о том, что у российского человека менталитет – он никогда не пойдет туда, куда не хочет. Но сегодня многие поняли, что работа это работа.

Но сказать, что мы уже достигли дна кризиса, сейчас не рискнет никто. Я уж точно не рискну – сначала подожду, когда про это скажет правительство, а потом, может быть, повторю. Но пока прогнозы на этот счет разные, диаметрально противоположные.

Вторая тема - мои личные впечатления от кризиса. Думаю, мы уделяем ему внимания больше, чем надо - сами нагоняем депрессию. Каково человеку, который потерял работу или находится в неоплачиваемом отпуске с утра до вечера по телевизору слышать про то, что кризис продлится еще 5, 6, 20 лет? Полагаю, у него оптимизма не добавляется. Поэтому нужно нам всем пожалеть свой народ и находить более позитивные вещи, тем более что они есть и их много в Калининградской области.

- Какие позитивные вещи вы увидели в области?
- Начнем с того, что еще в начале октября мы в первый раз встретились в полпредстве с губернаторами, когда еще только были легкие запахи и легкие дуновения кризисных ветров, но уже тогда стало понятно, что просто так это не пройдет, и кризис коснется России. Вначале казалось, что кризис не будет сложным, потому что цены на углеводороды не падали достаточно долго, и никто не мог прогнозировать, что будет дальше. Такие инерционные процессы не позволяли прогнозировать ситуацию с резким падением цен на углеводороды. Поэтому вначале прогнозы были романтические, потом это стало гораздо жестче, понятнее. И в начале октября мы в первый раз встретились в полпредстве с губернаторами, потому что у кого-то уже на выходе, у кого-то в разгаре была работа над местными бюджетами 2009 года, и мы хотели все вместе посмотреть, как это воспринимается региональными лидерами исполнительной власти. Должен вам сказать, что наиболее ясно и четко это воспринималось руководством Калининградской области. То есть самое глубокое понимание того, что может произойти, оказалось у вашего губернатора и его команды. Когда Георгий Валентинович (Боос – Ред.) выступал перед своими коллегами с рассказом о прогнозе бюджета 2009 года, то в его адрес было достаточно много критики от тех людей, которые сегодня в итоге оказались в тяжелейшей ситуации. Мы, конечно, все согласованно приняли достаточно урезанные бюджеты, но так объективно и профессионально, как к этому отнеслись в Калининградской области, не смог никто в округе. Я говорю об этом совершенно открыто. Сегодня Калининградской области гораздо проще со своими социальными и прочими обязательствами – она приняла четкий внятный бюджет, честно рассказала, что произойдет. Этого нигде из 10 других наших регионов не произошло. В некоторых из них ситуация оказалась очень сложной, буквально в начале года почти всем регионам пришлось принимать очень тяжелые поправки в бюджет, сокращающие расходы и доходы. Некоторые регионы на этом сейчас попадаются. Калининградская область не попалась, это единственный из 11 регионов, который четко и профессионально спрогнозировал ситуацию. Такое впечатление, что руководство области когда-то жило в этом кризисе. В этом смысле вам повезло, что у вас оказались очень профессиональные люди во главе региона.

Когда люди адекватно оценивают ситуацию и адекватно ее прогнозируют, тогда появляются справедливые элементы управления и реагирования на ситуацию. Есть вещи, которые не зависят от исполнительной власти области – многие вопросы, связанные с федеральным таможенным, тарифным регулированием. Есть проблемы, которые надо решать, но у меня опять же нет претензий к местной власти – и Боос, и его министры сегодня очень активно работают в правительстве в Москве. Но процесс инерционный, мы не научились быстро принимать решения. Хотя кризис должен был нас давно настроить на то, что реагировать на такие вещи нужно моментально. Но в качестве оправдания могу сказать: если посмотреть, что происходит в развитых экономических странах мира, процессы там достаточно схожие.
На сегодня Россия выглядит самым предпочтительным образом, потому что мы так и не стали развитой экономикой, пока во многом еще зависим от мировых цен на нефть, газ, металл, дерево, руду и так далее. Но процесс этот настолько длительный, что не одному поколению россиян придется участвовать в изменении экономики.

Вы знаете, что президент образовал комиссию по мобилизации экономик, такой комиссии раньше не было. Теперь перейдем от слов к делу. Мы много лет говорим, что нужно перестать быть зависимыми от углеводородов. На эту тему есть много мнений, но наверное мы не очень умело используем нашу кем-то данную возможность использовать наши ресурсы для развития экономики. Может быть, нам надо усиливать машиностроение, обслуживающие сектора. Но нужно ставить правильные задачи.
Если мы сегодня поставим себе задачу выпускать автомобили, как Япония или Германия, это будет неправильно – они отвлекут ресурсы, людей и совершенно ни к чему не приведут. Нужно совершенствоваться в тех отраслях, в которых мы имеем преимущество.

Больше внимания малому бизнесу!

После этого Илья Клебанов продолжил рассуждения о кризисе:
- Вы знаете, что сейчас большое внимание уделяется банковской системе и возможным проблемам, возрастают невозвраты… Дальнейшее нарастание дестабилизации банковской системы может привести к следующему этапу внутреннего кризиса. Мы разговаривали с Георгием Валентиновичем, он сказал, что местное правительство сегодня очень внимательно следит за работой региональных филиалов банков. Сказать, что они сильно по своим банковским параметрам впереди других регионов, нельзя. Но внимание, которое уделяют местные власти работе финансовых институтов, вызывает уважение.
Нужно посмотреть, какие еще есть возможности дать дополнительный толчок развитию малого и среднего бизнеса. Кризис показал, что реальное спасение экономики, занятость населения – это несчастный малый и средний бизнес, которому мы в общем жить толком никогда не давали. Ситуация с ним в области неплохая, но нужно дать дополнительный толчок, может быть в ущерб чему-то другому не самому принципиальному, может, придется подрезать какие-то расходы, чтобы помочь предпринимательству. Для Калининградской области один из вариантов дополнительной стабилизации ситуации.
Во всем остальном я очень доволен работой вашего руководства и губернатора.
Губернаторы трудно всегда следуют примеру других региональных руководителей, но 26 июня мы будем проводить совет при полпреде, и я попросил Георгия Валентиновича своим коллегам рассказать об опыте работы правительства Калининградской области в условиях кризиса. Все можно критиковать, но есть большие элементы позитива, их надо пропагандировать.

О компании «КД авиа»

- Основная цель моей поездки – посмотреть, как регионы живут во время кризиса. Есть еще факультативные задачи – в частности, мы с Георгием Валентиновичем еще раз анализировали ситуацию по «КД авиа», пришли к выводу, что надо резко ускорять решения, принятые правительством, как можно быстрее получать деньги, выделенные для вхождения областного правительства в уставной капитал компании. Это финансово практически снимет все вопросы с компании, и нужно быстрее принимать это решение. Мы даже решили, что совместно в Москве проведем несколько заходов к министрам - сегодня все действительно зависит от Москвы – ведь есть протокол, подписанный Владимиром Владимировичем Путиным, в котором четко прописана сумма, которая должна быть выделена из федерального бюджета. Эта сумма не случайна, она рассчитывалась, для того чтобы стабилизировать финансовую ситуацию в «КД авиа» с учетом строительства второй, третей очереди аэропорта и с учетом авиационной компании, потому что в протоколе прописано, что нужно компанию разделять. Это все надо ускорять.

Справедливый учитель

- Какую оценку по пятибалльной шкале вы можете поставить губернатору?
Илья Клебанов:
- «Пятерку» ведь сегодня никому нельзя поставить – мы это понимаем. Хотя бы потому, на «пятерку» надо хорошо знать теорию и практику и хорошо ее применять. Теорию кризиса мы никто не знаем, поэтому «пятерку» сегодня никто не заслуживает. Поэтому я ставлю крепкую «четверку» - редкий случай для нашего округа.

О здравоохранении

- Вопрос губернатору. Как вы можете прокомментировать решение суда, который требует пересмотреть нормативы на обязательное медицинское страхование?
Георгий Боос:
- Я не получал еще решение Калининградского областного суда. Более того, по моим сведениям, решения такого вынесено еще не было. Есть только иск прокуратуры, рассмотрение этого дела в суде. Заседание было перенесено. Мы представили все расчеты и, в том числе, сведения о зарплате, которая сложилась в системе здравоохранения. Должен сказать, что зарплата в экономике Калининградской области имеет соотношение с общероссийской зарплатой на уровне 91,5 процента, то в образовании мы имеем 106 процентов от среднероссийской, в здравоохранении 98,5 процента, то есть на 7 процентов выше, чем зарплата в экономике. В такой ситуации бюджетная сфера, которая содержится на налоги экономики, не может иметь более высокий доход, потому что это нонсенс – экономика не выдержит дополнительные налоги.

Кроме всего прочего, есть данные об изменении структуры программы госгарантий медицинской помощи, которые объективно складываются, потому что мы провели комплексную реформу системы здравоохранения. Сегодня у нас интенсивно развивается служба неотложной помощи, когда к пациенту выезжают лечащие врачи. Поэтому сегодня функции «скорой помощи» становятся такими, какими они должны быть – реаниматологи, которые доставляют человека в больницу при экстренных госпитализациях.

Кроме этого, у нас сокращается число экстренных госпитализаций и операций, растет число плановых госпитализаций и операций. То есть у нас произошло перераспределение внутри медпомощи разных услуг. Как тогда можно выделять деньги всем одинаково, как раньше? И как можно одинаково мерить температуру по всей стране – ведь в каждом регионе разный прожиточный минимум, разные уровни доходов, соответственно, отчисления на медицинскую помощь разные, зарплаты в здравоохранении разные. Я лично считаю иск прокуратуры в корне неверным. Я поставил этот вопрос перед администрацией Президента и попросил, чтобы прислали эксперта на уровне советника Президента, который проанализировал бы тут ситуацию. Попросил, чтобы министр здравоохранения Татьяна Голикова сама провела совещание. Иначе нужно просто забрать систему здравоохранения на федеральный уровень и финансировать ее по федеральному стандарту из федерального бюджета, как армию или ФСБ. Тогда можно установить единую зарплату и единый стандарт. Но сегодня все делается с точностью наоборот - было заявлено, что мы будем переходить на страховую медицину, нормативное финансирование, развивать конкуренцию в здравоохранении. Этого требовал от нас во время своего президентства Владимир Путин, сейчас этого требует Дмитрий Медведев. Мы это делаем, поэтому, наверное, нужно подправлять нормативную базу.

Про инфляцию

- Вопрос Клебанову. Как Вы можете оценить прогноз калининградского министерства экономики по поводу инфляции в 16 процентов?
Илья Клебанов:
- Мы живем на уровне федеральной экономики, и понятие инфляции в регионе – факультативное. Есть определенные нюансы в каждом регионе, но федеральные ожидания инфляции не складываются из ожиданий региона. Я знаю, что федеральные Минфин и Минэкономики дают прогноз по году 13 процентов. Давайте исходить из этого, потому что большинство элементов жизни регионов складываются из федеральной макроэкономики. Но 16 процентов имеют такое же право на жизнь, как и 13.

Георгий Боос:
- У нас ситуация попадает в русло тех особенностей, про которые говорил Илья Иосифович. В силу эксклавного положения у нас большое присутствие импортных товаров на рынке и импортных составляющих в промышленном производстве. В силу прошедшей девальвации из-за сложности логистики, импортозамещение в нашем регионе происходит не так, как в остальной России: цены у нас не так интенсивно снижались или росли выше. Поэтому вследствие девальвации инфляция у нас будет чуть выше, чем в среднем по России.

Илья Клебанов:
- Чисто теоретически я согласен с губернатором, хотя не во всем, но это тема для другой дискуссии. У вас и вправду большая доля завозимого полуфабриката и продукта. Но есть и индивидуальная специфика местного предпринимательства. Приведу простой пример: цены на лекарства. Если вы пройдетесь по аптекам Калининграда, увидите одно и то же лекарство по разной цене. Иногда существенно отличающейся – в разы, поэтому есть много внутренней специфики, с которой надо жестко бороться. Хотя сегодня, если честно сказать, что 13 процентов, что 16 - звучит совершенно одинаково.

 

Письмо журналиста

Под занавес пресс-конференции полпреда спросили о свободе слова.
- На днях в газете «Дворник» появилось открытое письмо в ваш адрес, очень жесткое, где говорится о гонениях на журналистов. Читали ли вы его, и можете ли прокомментировать?
Илья Клебанов:
- Да, конечно, я его сегодня прочитал. Оно с датой «25 мая», а сегодня 28-е. Но поскольку я газету «Дворник» не получаю, проживаю в Петербурге, то я прочитал его сегодня…

Ну, насчет гонений на прессу я не согласен, если бы были гонения на прессу, это открытое письмо бы не появилось. Но могу сказать следующее: с Махловым (так, кажется, его фамилия?) я встречался на окружном награждении журналистов, он ко мне подошел, некоторые темы мы обсудили. Это была единственная наша встреча, связанная с некоторыми публикациями, она не касалась преследований и так далее. И я должен сказать следующее: мягко говоря, оно меня огорчило.

Я абсолютный сторонник критики действующей власти. Понятно, что мы все хотим жить в демократическом обществе, и сегодня только идем по этому пути. Он потребует колоссальных усилий от всех, поэтому я абсолютный сторонник справедливой критики.

Я в тематике тех вещей, о которых говорится в этом письме, - и с детским центром ДЦП, и с медсанчастью №1. Но если ты выбираешь для себя очень благородную задачу и цель жизни - указывать власти на ее упущения и добиваться справедливости, пожалуйста, будь при этом справедлив и честен, не допускай в своих статьях неправды, передергивания фактов и эмоциональных вещей, связанных с понятной реакцией населения, которое традиционно ожидает от власти неправильных вещей. Мы очень долго и подробно говорим о коррупции, у граждан России сложилось впечатление, что большинство чиновников или милиционеров коррупционеры. И на этой поляне очень легко играть, получать доступ к заказываемым материалам небесплатно и так далее. Поэтому если ты встал на этот путь – пиши правду. Если ты начинаешь писать неправду, ты позволяешь тем, к кому ты обращаешься, обращаться с тобой несправедливо. Это обращение меня огорчило, я увидел в нем очень много реальной неправды – центр ДЦП никто не собирался закрывать, он передавался на областной уровень, а по медсанчасти №1 должна была закрыться. Нужно внимательно было изучать вопрос и относиться к своим словам также честно, как ты требуешь от нас. Если ты от нас требуешь правды, будь таким же правдивым. Если начинаешь врать, позволяешь нам с тобой обращаться не по-честному. Я с этим обращением не согласен. Еще раз повторю: в нем написано много популистской неправды, рассчитанной не на мою реакцию, а на реакцию других людей.

Любая госструктура дает причины для критики. И, несмотря на то, что я сегодня много искренне хвалил руководство области, его есть и за что покритиковать, нет идеальных систем.

Но если ты ступил на этот путь, не совершай то, в чем ты нас обвиняешь. Потому что если ты это делаешь, ты позволяешь нам действовать с тобой также неправильно, как действуешь ты. Но это будет гораздо больнее с нашей стороны.

Об удвоении ВВП

- Что с программой удвоения ВВП? Ведь ее никто не отменял.
Илья Клебанов:
- Совершенно удивительный вопрос. Да, программу никто не отменял. Более того, у нас действует программа – до 2020 года мы должны войти в пятерку ведущих экономик мира. Это правильно – программы должны мобилизовывать. Это ориентир, который мобилизует. Очень многие наши регионы удвоили или утроили ВВП уже в 2008 г. В калининградской области ВВП удвоено за 3 года. Сегодня эти показатели нивелируются из-за кризиса, и я пока не возьмусь сказать, когда мы достигнем этой цели по стране. Снимать этот лозунг принципиально нельзя.

Уйма
Читать