15:20

Мокрое дело: удастся ли новой структуре заменить ликвидированный филиал Госакваспаса в Балтийске

  1. Новости
17 апреля северо-западный филиал Госакваспаса в Балтийске ликвидируют. По мнению руководства МЧС, того требует оптимизация кадрового состава всех подразделений министерства.  Это вовсе не означает, что теперь самая западная точка России будет обходиться  без спасателей – в городе обещают оставить часть штата расформированного ведомства, но подчиняться они будут, скорее всего, уже региональному начальству. Что станет с личным составом, техникой и городком Госакваспаса, а так же справится ли новая структура с задачами, которые выполнял ее предшественник, попытался разобраться Клопс. Ru. 

Это все «утка»

«То, что Госакваспас вообще ликвидируется – это все «утка». Звучит громко, а на самом деле, ликвидируется только сама организация, но это не означает, что убирают филиал или ликвидируют должности. Даже в самом документе значится «ликвидировать и передать функции». В настоящее время решается, либо их подсоединять к поисково-спасательному отряду, либо ГИМСу, а может и какой-нибудь другой вариант. То есть, пока убирают только головной офис, который занимается управленческой деятельностью, а вот людей сейчас думают куда передавать. На данном этапе говорить пока еще не о чем. Окончательно все решится 1 апреля», - сообщил руководитель пресс-службы  регионального УМЧС Алексей Баранов.

Он отметил, что если кого-то и сократят, то это будут должности административного характера – бухгалтерия, сотрудники отдела кадров и так далее.

«Да, всем выдали уведомления об увольнении, но вы же понимаете, что так положено, даже если у организации просто меняется название, - заверил Баранов. – Я думаю, что они там как были, так и останутся - просто уйдут под другое руководство. Будет на их месте, к примеру, Балтийский филиал поисково-спасательного отряда. Глобально ничего там не поменяется».

В ведомстве рассказали, что раньше филиал Госакваспаса в Балтийске к УМЧС по Калининградской области никакого отношения не имел  (подчинялась организация московскому начальству), поэтому им сейчас очень сложно комментировать ситуацию. При этом в региональном Управлении министерства уверены, что вся техника и суда, принадлежащие упраздненной структуре, останутся в Балтийске, и работа по обеспечению безопасности на водных объектах продолжится в штатном режиме.

«По крайней мере, Главное Управление МЧС делает все возможное, чтобы на территории Калининградской области осталось такое подразделение», - заключил Баранов.

Неуправляемый штопор

Не разделяют такого оптимизма сами сотрудники Госакваспаса. По их мнению, решение о ликвидации структуры крайне поспешное и ничего хорошего для региона за собой не влечет. Люди написали письмо с изложением своих опасений во все возможные властные структуры: президенту РФ Владимиру Путину, министру МЧС Владимиру Пучкову, в Федеральное Собрание.

«Ответ официальный поступил только из Совета Федерации. В нем говорилось, что письмо будет рассмотрено в течение трех суток и все материалы будут направлены в Министерство. Больше ничего - нас, грубо говоря, просто проигнорировали, – рассказывает начальник диспетчерской службы Госакваспаса Юрий Иванов. - Хорошо, что не прислали письмо назад с резолюцией «разобраться и доложить». 

На официальное обращение в министерство сотрудника северо-западного филиала «Госакваспаса», который сейчас проходит обучение в Академии МЧС, ответ все-таки пришел:

«Сотрудники западного филиала в составе 40 человек будут приняты на работу в создаваемое Балтийское аварийно-спасательное подразделение», - цитирует Иванов. - Понятное дело, что остальные окажутся «за бортом».

По его словам, в бумаге значится, что, предположительно, штат новой структуры будет состоять из начальника, заместителя по водолазным работам, медика, пятерых оперативных дежурных и 31 спасателя. Получается, что из 69 человек нынешнего личного состава, 29 – просто сократят. 

«Кого из нас туда возьмут, мы еще не знаем. У нас много военных пенсионеров – они думают, что в первую очередь выкинут их, - вздыхает диспетчер Иванов. -   Как сейчас настроение? Как может быть настроение у летчика, который перешел из пике в неуправляемый штопор. Из этого положения самолет уже не вывезти…».

Выхода нет

По твердому убеждению руководителя филиала Госаквапаса Николая Шеремета, после расформирования ведомства, с занимаемых должностей уйдут люди с высшим «морским» образованием, что сделает для новой структуры невозможным как содержание больших судов, так и выход на них в море на дальнее расстояние, а так же в шторм. 

«О том, что ничего не изменится, говорить могут только чиновники, которые читают бумаги и не вникают в ситуацию. Наша организация изначально создавалась с тем расчетом, что каждая единица будет выполнять определенную задачу. Служба оперативных дежурных у нас особая: здесь куча сложной аппаратуры, есть спутниковое оборудование - тут должен работать человек с высшим образованием. И, конечно, на каждом   корабле должен быть определенный штат: капитан, помощник, старший механик и так далее. Только при наличии этих должностей, которые необходимо специально прописать, порт-контроль может выпускать судно в море, море – их просто не имеют право выпускать», - пояснил Шеремет. - Какую-то серьезную работу далеко в море или в шторм не сможет делать даже ГИМС. Только наши корабли могли в 5-бальный шторм в море выходить».

Он рассказал, что предложение вышестоящего руководства использовать для работы на корабле спасателей - не выход, ведь эти обязанности должен выполнять именно моряк, то есть дипломированный сотрудник со специальным образованием и допуском к управлению судном. В противном случае корабли просто не выпустят далеко в море.

Шеремет отметил, что и само оставление больших кораблей в технопарке нового подразделения, которое создадут на базе расформированного Госакваспаса, под большим вопросом. Как минимум трех самых высокотехнологичных катеров Балтийск может лишиться навсегда:

«Самые большие корабли планируют куда-то перегнать из Калининградской области или продать. Вот пожарно-спасательный катер «Игорь Прокопчик» получается, что уже не нужен - посчитали, что много денег уходит на ремонт, морской регистр и все остальное. Планируют часть техники передать ГИМСу, остальное – ПСО, но у этих структур не хватит финансирования на содержание больших плавсредств, - рассказывает Шеремет. - Например, есть катер «Генерал Улыбин», который быстро мог доставить водолазов или спасателей в определенную точку и кого-то эвакуировать обратно. Сейчас от него вообще откажутся - никто не захочет брать на себя такую ответственность, ведь у него большой расход топлива. Еще и универсальный модернизированный водолазный катер сейчас в неисправном состоянии  – денег на его ремонт нам не выделяют, так как мы уже практически ликвидированы.  И вообще, позиция министерства – отказаться от кораблей. Все идет к тому, что таких катеров больше здесь не будет».

Начальник филиала Госакваспаса добавил, что есть и еще одна проблема административного плана, которую вновь создаваемому подразделению решить будет достаточно сложно и на это уйдет немало времени:

«Причальные стенки, которые арендованы у Минобороны, из-за того, что договор заключался с Госакваспасом, сразу забирают. А мы за них несколько лет хлопотали. Плюс, все свидетельства, которые были выданы на «Госакваспас»  (на право каких-то аварийных работ, ликвидации нефтеразливов и тому подобное) аннулируются.  Чтобы новая организация все восстановила, потребуется несколько месяцев. Получается, что в это время подразделение будет небоеспособной единицей», - перечисляет Шеремет.  

Все перечисленные обстоятельства, утверждают в Госаквапасе, просто не позволят выполнять целый ряд сложных работ, с которыми ведомство успешно справлялось до сих пор. Так, по словам Шеремета, новое подразделение не сможет проводить глубоководные спуски, находить и классифицировать затонувшие суда, доставать со дна взрывоопасные боеприпасы, мониторить полигоны для хранения химических отходов или помогать в подводных исследованиях различным научным организациям.

«Для обнаружения какого-то объекта, мы запускали на глубину программные аппараты, делали видеосъемку и давали заключения: что за корабль и какие у него характеристики, есть ли там боеприпасы и насколько они опасны, есть ли в его баках топливо, которое может разлиться и нанести вред экологии. С тем, что теперь остается здесь, это все просто невозможно. Даже элементарно, ликвидировать розлив нефти новая структура не сможет. Пусть приедет какой-нибудь специалист и скажет, как они это все будут делать: часть кораблей не сможет выйти в море по техническим причинам, часть из-за отсутствующей документации, вдобавок нехватка квалифицированных специалистов». 

Расстроены сотрудники Госакваспаса и тем, что из-за ликвидации филиала, оборвалось множество планов, которые теперь, по их мнению, останутся не удел:

«Мы собирались найти в этом году затонувшие немецкую и советскую подводные лодки, а так же три корабля возле косы. Хотели обследовать баржу, которая лежит недалеко от Балтийска (предполагаем, что там находится химическое оружие)», - говорит Шеремет. – Все обнаруженные потенциально опасные объекты мы вносим в специальный реестр, который каждый год публикуется в брошюре для всех судоводителей. Никто этим сейчас заниматься не будет».