12:28

"Обитаемый остров" – это как "9 рота". Только в космосе

  1. Новости

Роман один, фильма – два. Первый прошел в декабре, катушки же со вторым уместились в проекторах кинотеатров лишь спустя полгода. Итак, приключения голубоглазого блондина и его вспыльчивого товарища продолжаются. И продолжаются не менее комично, чем начинались.
Между главным героем фильма и его режиссером можно запросто провести параллель. Первый самоотверженно борется с нечестивым правлением уцелевшего государства на пост-ядерном Саракше, в то время как второй пытается создать картину, визуальный ряд которой должен иметь за собой смысл. В этом месте на пути Федора возникают осложнения. Василий Степанов в роли спасителя планеты выглядит пупсиком, который, чтобы мама похвалила, головой расшибает стены, ища, что «хорошо». Есть у него друг-гвардеец Гай, который все время беспощадно орет, булькая гортанью, чем вызывает сходства с каким-нибудь заправским скинхедом. Впрочем, орет не один он: большую часть диалогов персонажи фильма не выговаривают, а выкрикивают под эпическое громыхание оркестра, что, однако, не придает им чувственности, а, напротив, вызывает желание прикрыть ладонями уши. Закрываешь уши – видишь картинки. Одна сменяет другую, все сочатся красками в лучших традициях голливудских блокбастеров и, что интересно, смысл при этом не утрачивается. Потому что так и не нашелся.

В догадках о сути происходящего на Саракше теряется не только зритель, но, кажется, и главные герои. Актеры играют «чуть-чуть» декоративно и неестественно, что создает ощущение будто им, в общем-то, и нет дела до глубокого гуманистического подтекста их намерений. У Максима ведь есть мысль (он сам так сказал), что человек, дескать, должен быть свободен. А там, где он оказался, все как раз несвободны. Массы находятся под воздействием излучения башен, расставленных по периметру государства. Излучение подавляет их волю и превращает в покорное доверчивое стадо, в нерабочее время смотрящее по телевизору лишенный смысла видеоряд. Вроде «Дома 2». Также они верят, что живут не НА шаре, а В шаре, соответственно ни о каком заоблачном пространстве не подозревают. Те, на кого не действует излучение, зовутся «выродками» и прячутся кто где, потом объединяются в движение сопротивления и валят башни. Властвующая элита – тоже «выродки», но властвующие. Они восстанавливают башни, которые валят сопротивленцы. Все это было известно еще из прошлой части.

Продолжение же «Обитаемого острова» носит название «Схватка», а его слоган вопрошает – «На чьей ты стороне?». Невольно возникает подозрение, что кто-то должен с кем-то схватиться. А в итоге так и не понятно – кто и с кем. Просто Федор Бондарчук умеет снимать бойню и совершенствует свои навыки в этом направлении в ущерб смысловой целостности картины. Даже если экранизировать пришлось бы «Приключения Нильса и диких гусей» без кровавых схваток бы не обошлось.

И немного о самолюбии в заключении. Если все выдающиеся режиссеры, за редким исключением, играя в своих же фильмах, выбирали для себя роли эпизодические – вспомним Эльдара Рязанова, Владимира Меньшова, М. Найт Шьямалана вспомним, в конце концов, то Бондарчук, когда сыграл одну из ключевых ролей в «Обитаемом Острове», последовал примеру, ни много ни мало, Вуди Аллена. А Бондарчук, как известно, Аллену – рознь.

В итоге, если делать скидку на скомканный сюжет и излишнюю экспрессию актерской игры, а оценивать техничность съемки и спецэффекты, то, конечно, равных «Обитаемому острову» в отечественном кинематографе пока нет. Но ведь это вопрос времени, и то, что сегодня восхищает лишь спецэффектами, пестрыми красками и движением камеры, уже завтра померкнет в тени чего-то, во что вложат больше денег. Больше $ 36,5 миллионов. Впрочем, каждый волен решать самостоятельно, снял ли Бондарчук-младший сносный боевик или плохую фантастику.