Стрип-клубы — это места, густо покрытые слоем легенд и стереотипов. Но нечасто появляющияся в общедоступном медийном поле. Как и все носящее оттенок запретности, эта сфера повсеместно вызывает неподдельный интерес. "Балтийский бродвей" в главной теме последнего номера рассказывает про историю и настоящее, очевидное и невероятное из жизни стрип-бизнеса как в целом российского, так и конкретно калининградского.
Стрип-прошлое
Стрип-бизнес — одна из самых мифологизированных сервисных отраслей, существующих в легальном поле. Его окружает множество историй, в которых фигурируют криминал, наркотики, мошенничество и прочие суровые вещи. Но любой стрип-клуб — это хорошо отлаженный бизнес, со своими правилами, секретами и закулисьем. Прежде чем нырять в эту пучину порока, давайте обратимся к давней и не очень истории.
Исследователи стрип-культуры отмечают, что танцам с постепенным раздеванием — несколько тысяч лет. Еще в глубокой античности "высокие" слои общества от Александра Македонского до Калигулы успешно предавались подобного рода развлечениям. Разумеется, речи о пилонах тогда не шло — один из самых древних танцев, информация о котором дошла до нас, — так называемый "танец осы": это когда девушка, замотанная в шаль, двигалась под музыку, имитируя вытряхивание осы, запутавшейся в одежде. В процессе танца одежда разворачивалась, обнажая танцовщицу. В древние времена никакого знака равенства между танцовщицами и путанами в сознании античного потребителя не стояло — тогдашняя форма стриптиза считалась крайне элитарным развлечением. К современной форме танцы с постепенным раздеванием подошли уже на рубеже 19-го и 20-го веков. Тот этап плотно связан с легендарным кабаре "Мулен Руж" и его эпигонами, повсеместно появлявшимися по обе стороны океана между двумя войнами.
В Россию стриптиз, как и много других занятных вещей, пришел одновременно с перестройкой. Новая форма досуга тогда (как, впрочем, и сейчас) вызывала множество споров. Однажды мне довелось посмотреть программу "Тема" на канале "Ностальгия", датированную 1990 годом и посвященную первому всесоюзному чемпионату по стриптизу, проходившему в Ялте. Суровые депутаты коммунистической партии и нахмуренные ударницы социалистического труда до хрипоты спорили с молодыми танцорами и танцовщицами, обвиняя их в потере нравственности и бездумном принятии чуждых советскому человеку ценностей, а передовики стрип-отрасли, в свою очередь, доказывали, что обнаженное тело — это красиво и здорово. Мне запомнилась фраза, сказанная в программе одним из юношей-стриптизеров: "У нас теперь другая страна. В ней есть секс. И стриптиз тоже есть. Смиритесь".
В общем, людям-осколкам гибнущей империи ничего не оставалось, кроме как смириться. Стало модным приглашать стрип-танцоров в только появлявшиеся ночные клубы и казино с шоу-программой, ну а вскоре и непосредственно стрип-клубы стали появляться в Москве. Официальная история московского стриптиза началась в 1994 году с открытия клуба Dolls, где работали стриптизерши-американки. За ним последовали "Белый медведь", "Распутин", "Грёзы", "911" и "Мятный носорог". Как и многие вещи, присущие эпохе первоначального накопления капитала, в девяностых этот бизнес был закрытым и непрозрачным, владельцы клубов были практически неизвестны широкой публике и держались в глубокой тени.
Калининградский стрип
В целом большой разницы в алгоритмах развития общероссийского стриптиза и специфически калининградского — нет. Присущая времени несбывшихся надежд брутальность девяностых была повсеместной реальностью, и местные стрип-клубы — не исключение. "Тет-а-тет", "Шарм", "Ванда", мотель "Балтика", а чуть позже и "Монетный двор" регулярно развлекали своих посетителей при помощи приглашенных либо же постоянно работающих танцовщиц.
Люди, непосредственно занятые в этой сфере в конце прошлого века, но пожелавшие обойтись без упоминания их имен, все как один отмечали, что стрип-клуб в девяностые был довольно опасным бизнесом. Люди со смутным прошлым и сомнительным настоящим, владевшие многими заведениями, хоть и располагали определенным авторитетом, зачастую не могли гарантировать безопасность танцовщиц. Несговорчивым в плане интима барышням приходилось несладко, а контингент постоянных посетителей стрип-клубов включал в себя, помимо нарождающихся элит и среднего класса, откровенных бандитов. И картина, когда на столе определенных гостей стрип-клуба, помимо графина с водкой, лежала пачка крупных купюр и пистолет, не была экзотикой.
В интернет-сообществе любителей стриптиза striptalk.ru все заведения делят на две категории: "лайт" и "хард". Лайт-клубы - те, которые ни при каких условиях и ни под каким видом не предоставляют интимных услуг. Хард-клубы - это... я думаю, вы догадались. Разумеется, ни в одном клубе вы не найдете четких формулировок, означающих прямые сексуальные отношения. Обычно они скрываются за туманным термином "увольнение", то есть вы оплачиваете какое-то время, в течение которого танцор или танцовщица считаются уволенными. Четко оценить соотношение "харда" и "лайта" в Калининграде довольно сложно. Но, к примеру, в столице, по утверждениям совладельца клубов Virgins и Burlesque Артема Овечкина, из порядка сотни существующих в окрестностях Москвы стрип-клубов, по разным оценкам, лишь от пяти до десяти — безбордельные, но в последние год-два тренд меняется в сторону увеличения лайт-заведений.
Алексей, арт-директор ночного клуба "Максим", в разговоре со мной признал, что стереотипы — это главная проблема в работе стрип-клуба. В то же время он, не вдаваясь в подробности, подтвердил, что основания для этих негативных стереотипов есть. Но мужской стрип-клуб "Максим" интересен тем, что состав танцовщиц в нем меняется каждые две недели. А при заключении контракта девушкам обязательно проговаривают и обращают их внимание на то, что "Максим" работает без пресловутых "увольнений". Некоторые девушки из "большой России", узнав о таком подходе, моментально отказываются, отправляясь в хард-заведения, где работать проще, а заработать можно больше. Верить в человечество помогает тот факт, что девушек, отказывающихся работать без интима, — меньшинство.
Виктория, хореограф "Максима", на вопрос о специфике работы танцовщиц заведения, заметила, что, несмотря на расхожее мнение, работа эта — непростая: "Это грубо прозвучит, но не нужно думать, что в хорошем стриптизе деньги сами лезут, я извиняюсь, в трусы. Это тяжелый каждодневный труд", — рассказала Виктория.
Требуя ежедневных физических тренировок, соблюдения диет и поддержания хорошей формы, специальность стрип-танцовщицы очень близка к работе профессионального спортсмена. Неслучайно, что в последние годы все популярнее становятся спортивные формы стрипа. Новые танцы в "Максиме" девушки ставят при участии профессионального хореографа, иногда также используя опыт приезжих танцовщиц.
Но ни один рассказ о стриптизе не будет полным без, собственно, похода в стрип-клуб. Тем мы и занялись. Михаил Мирошников отправился в мужской стрип-клуб "Максим", а Анна Макеева — в женский клуб Queen. Впечатления — дальше.
Мужской клуб
Я — такое же дитя стереотипов о стрип-клубах, как и большинство наших соотечественников. Тем интереснее после общения с людьми изнутри стрип-сферы было мое посещение мужского стрип-клуба "Максим". Где, забегая вперед, скажу вам — большинство стереотипов либо разрушилось либо смягчилось
Первое, что нужно делать, говоря о моем отношении к стрип-клубам, — это сделать своеобразный каминг-аут. До написания этого материала мое знакомство с ними ограничивалось встречей Нового, 2004 года в компании стриптизерши, а также посещением пары смрадных дыр в Гамбурге и Праге, где некрасивые полноватые негритянки и румынки неуклюже двигались под душераздирающе поганую музыку, а полупьяные усатые мужчины в районе лет пятидесяти лениво кидали им иностранную валюту.
Понятно, что в стрип-клуб я направлялся с некоторой робостью на душе. Посещение пришлось на четверг — по рассказам арт-директора "Максима", будние дни — это как раз время основного потока гостей, так как по выходным завсегдатаи предпочитают проводить время с семьей. С собой я беру товарища, также слабо искушенного в стрип-развлечениях. Мы прибываем ближе к полуночи.
Дверь в заведение открывает серьезный, но приветливый охранник в строгом костюме. Просканировав нас взглядом, пускает внутрь. Вход платный. Небольшой коридор уводит вглубь заведения, на его стенах красуются стильные фотографии с девушками различной степени одетости: это танцовщицы, работающие в "Максиме". В гардеробе нас встречает администратор заведения и задает вопрос: "Вы у нас в первый раз?" Немного потупив взгляд, отвечаем утвердительно. Нас провожают за столик — центральный, практически в полутора метрах от круглой сцены с хромированным шестом, на котором замысловатые акробатические пируэты выписывает танцовщица.
Преобладающая цветовая гамма в помещении — алая. Цвет страсти, порока и мистической глубины фантазий Дэвида Линча, в которой скрываются сумрачные ковбои и злые карлики. Разумеется, в клубе мы не одни. Помимо нашего, из семи столиков, заняты еще три. За одним сидит пара мужчин средних лет с лицами действующих сотрудников госбезопасности. За другим — немолодой худощавый джентльмен в кожаной жилетке, как мы позже выясняем, гость из Санкт-Петербурга. За третьим — мужчина с девушкой, рядом с ними стоит огромное ведерко с несколькими десятками изумительной красоты роз.
За столик к нам подсаживается девушка, бармен и официант в одном лице, весело улыбаясь, она спрашивает, женат ли я, и не дождавшись ответа (в тот момент я внимательно смотрел за танцем уже следующей красавицы на пилоне и, признаюсь, отвлекся) не менее весело заявляет: "Стрип-клубы — главная причина разводов. Знаете, сколько у нас постоянных клиентов развелось?! Ого-го!" Чтобы отвлечься от не самой радужной перспективы расторжения брака, мы изучаем меню: множество напитков, закуски и крэйзи-меню. В последнем имеются такие позиции, как "Танец у стола", "Танец на столе", "Приватный танец" и так далее. Почему-то смех у нас вызывает "Танец клиента на пилоне". Решив не спускать редакционный бюджет на крэйзи-меню (как, интересно, такого рода расходы проводит бухгалтерия), заказываем себе напитки.
Всего сегодня работает, кажется, около десятка девушек. Периодически они меняют наряды и просто дефилируют по залу. Глаз радуется. Музыкальное сопровождение танцев довольно приятное — здесь обходятся без репертуара "Русского радио", ну и вообще можно сказать, что подборка выполнена со вкусом. Слух тоже радуется. Помимо пилона, в зале имеется гимнастическое кольцо, на нем тоже исполняются танцы — весьма замысловатые и требующие недюжинной тренировки и физических усилий. К нам возвращается официантка с заказом, я спрашиваю ее про то, какие люди обычно посещают стрип-клуб. Ответ: "Разные. Есть какое-то количество постоянных клиентов, бывает приходят новые. Некоторые приходят за сексом, а узнав, что у нас интим запрещен, расстроенные уходят. Думаю, что в другие заведения". Я обращаю внимание на хорошую физическую форму и отличные фигуры девушек, а заодно спрашиваю, многие ли из танцовщиц прибегали к помощи пластических хирургов. "У нас только одна девушка с силиконовой грудью, все остальные — натуральные", — с гордостью сообщает собеседница.
Тем временем к нашему столу подходит девушка топлесс и словно тигрица начинает ползти по дивану. Обескураженно я выдаю: "Мы не можем. Мы на работе!" Смеясь, она отвечает: "Ну и что. Я тоже". Догадавшись, что за разговор денег не берут, мы начинаем расспрашивать одну из звезд мужского клуба. Ее зовут Саша, она из Красноярска, в стриптизе уже несколько лет. В Калининграде она на гастролях, в прошлом приезжала выступать и в другие города. С некоторой опаской она вспоминает о выступлениях в северных городах России: "Там люди хоть и холодные, но грубоватые и взрывные иногда, плюс они же туда ездят деньги зарабатывать и привыкли тратить помногу. А если тратят помногу, ожидают, что и ты будешь делать много. В Калининграде мужчины другие. Очень фамильярные, более дружелюбные, веселые". Решив соответствовать высокому моральному облику калининградских мужчин в глазах стриптизерши из Красноярска, мы немедленно и очень фамильярно приглашаем ее посетить вместе с нами вечеринку PitchMeDown в "Лондоне" на следующей неделе и заодно узнаем, что она мало выбирается из дома. "Я только один раз была в "Нише", и все", — скромно говорит Саша. Но, как мы позже узнаем, заглянув в инстаграмы других танцовщиц, Саша — скорее исключение, остальные девушки, работающие в клубе, — тусовщицы еще те.
Позже к нам подсаживается еще одна девушка. Затем ее сменяет еще одна. В разговоре с ними всеми мы обращаем внимание на интересную деталь. Ведя себя поначалу как истинные соблазнительцы, все девушки, едва с ними разговоришься и начнешь разговаривать на отвлеченные от стрип-клуба темы, моментально подбирают подушку, лежащую на алом диване, и закрывают ей грудь, дальше общаются, только прикрывшись. Возможно, это отработанный психологический маневр, но мы с напарником крайне умиляемся подобному проявлению скромности.
Ближе к трем часам ночи мы покидаем клуб. Вечер откровенно удался. Танцы, как и сами девушки-танцовщицы, обжигающе сексуальны, интерьер уютен, сервис хорош, клуб и в самом деле категории "лайт". Мы придем еще. Пусть даже это чревато разводом.
Женский взгляд
Если честно, смотреть на танцующих девушек мне нравится куда больше. По-моему, мужчина, выторговывающий женское расположение, — это немного странно. Наверное, оттого создатели "Супер Майка" наделили героя Ченнинга Татуума талантом дизайнера мебели — чтобы "приземлить" лоснящееся искусственным загаром божество и сделать его образ более привычным для простых смертных девушек.
Итак, Queen, суббота, полночь. Нас с выпускающим редактором "Балтийского Бродвея" Дашей на входе встречает Димитрий, управляющий, и судя по содержанию нашей дальнейшей беседы, именно ему принадлежит идея создать это бархатно-стразовое королевство для девочек. Бархат, покрывающий диваны, здесь какого-то особого, уникального изумрудного оттенка, заказанного в Голландии специально для клуба в Калининграде, а в интерьере, как мне сказали, присутствуют более 5 000 стразов Swarovski. Димитрий рассказывает, что этот цвет бархата официально считается королевским. Трудно не согласиться. Дамская комната тоже впечатляет версальской роскошью, мы, девочки, любим такое. Рядом с главным залом, на котором на подиуме танцуют, хотя, нет, не совсем верно, демонстрируют мышечный рельеф двое резидентов. "Полжизни на спортзал", — комментирует Даша.
Нам приносят меню — достаточно обширное для ночного клуба. Помимо напитков, можно заказать полноценный ужин: салат, паста и десерт — если захочется задержаться на всю ночь или даже дольше — здесь за отдельную плату можно продлить работу клуба на час. В том же самом списке дополнительных возможностей значатся ванна или душ в компании приглянувшегося танцора, ночная прогулка на клубной машине до дома — мальчик прилагается, — и самая эротичная сервировка стола из возможных, прямо на теле одного из резидентов. Кроме того, в Crazy Menu интригующе пишется, что если вы чего-то не увидели в списке, можно обсудить ваше желание отдельно.
В это время ведущий — видимо, на женской вечеринке это неизбежное зло, все девочки слишком стесняются первыми выходить на танцпол — в микрофон объявляет, что сегодня здесь празднует свой день рождения одна прекрасная леди, в сопровождении мамы и бабушки. Под "с днем рождения! успеха, радости, везения! любви, желаний исполнения!" полуобнаженный танцор выносит имениннице торт, и на девушку обрушивается шквал золотого конфетти. Этого мало — к имениннице спускается весь кордебалет — кто в одних трусах, кто в более представительном сценическом костюме — и дружно обнимают слегка обалдевшую от такого внимания девушку. Танцоры поднимают стул и выносят его вместе с хозяйкой на сцену, где тот самый прекрасный полуобнаженный тортоносец кружит ее на руках под "I will always love you". Ведущий активно призывает аплодировать, и тут его важная роль становится гиперочевидной – девушки не хлопают другим девушкам! В рамках компании за своим столиком — да, но за его пределами мы даже не смотрим друг на друга. Как в детской песенке: "Потому что лишь я в джунглях королева, и не может быть иных здесь королев".
Позже Димитрий в одной из комнат для более тесного общения между "королевами" и танцорами — здесь всего лишь может состояться милая беседа в джакузи, ничего неприличного — поясняет, что день рождения — одна из предоставляемых клубом услуг, наравне с девичником. Основные детали сценария обговаривались с клиентами, а клуб в качестве сюрприза добавил кое-что от себя. По схожему сценарию здесь можно отпраздновать девичник или любые другие именины сердца.
Димитрий подчеркивает, что, согласно кодексу клуба, любые "неуставные" отношения между гостьями и резидентами запрещены: "У нас не бордель". В принципе, такую мысль нужно было бы очень старательно себе надумать — Queen не заставляет усомниться в царящих здесь довольно пуританских нравах. Танцорам запрещено принимать алкоголь из рук желающих угостить симпатичного парня девушек — для этого случая в меню значатся специальные безалкогольные коктейли. Общение строго регламентировано — домой с резидентом вы можете отправиться только на машине клуба и только до дверей собственного дома, после чего шофер привезет "халифа на час" назад. Дотрагиваться до танцующих мужчин можно – они сами даже очень на этом настаивают, танцевать в перерыве между хореографическими номерами — тоже.
При этом концентрация персонала на квадратный метр клуба позволяет действительно почувствовать себя селебрити на собственной вечеринке. С ума сойти, насколько вежливая служба безопасности встречает тебя на входе, в гардеробе — услужливый то ли принц в изгнании, то ли королевская особа инкогнито, заказы принимают невероятно предупредительные официанты, а администраторы распахивают двери, подают руку и уместно и абсолютно ненавязчиво интересуются, все ли хорошо. Ну, при таком-то внимании по-другому быть просто не может.
О самих танцорах клуба я ничего не пишу — потому что их присутствие рядом, как мне кажется, достаточно опционально. По своему отношению к гостям Queen даст фору всем ночным клубам и доброй половине ресторанов города, вместе взятым. Здесь можно классно провести вечер с подругами, в особенности если вы любите шампанское рекой и танцы. Вас и правда примут по-королевски. К тому же мы, женщины, слишком эгоцентричны, чтобы слишком долго смотреть на какого-то там мужчину, пусть и потратившему полжизни на шлифовку мышц в спортзале.
Присоединяйтесь к группам "Балтийского Бродвея" в социальных сетях: https://www.facebook.com/bbkaliningrad и https://vk.com/broadway_online