17:46

Путин вручил награду калининградскому фронтовику-танкисту, штурмовавшему Кёнигсберг

  1. Новости

В пятницу, 20 февраля, Владимир Путин вручил в Кремле награды ветеранам Великой Отечественной войны. Памятные медали выпущены к юбилею Победы. Среди 30 седовласых героев был и калининградец Валентин Николаевич Гаврилов. Скоро он отметит 92-й день рождения.

На фронт Валентин попал после окончания Первого гвардейского танкового училища. Под Казанью 19-летнему командиру вручили новый Т-34 и назначили экипаж из опытных бойцов. Форсировал Дон, воевал под Москвой, в Белоруссии, Литве.

В 1945-м батальон стал продвигаться по Восточной Пруссии. Бои шли ожесточенные.

– Сил у нас уже не хватало. К наступлению на Кёнигсберг у нас было три танковых батальона, а танков хватало на два! – рассказывал Валентин Николаевич в интервью газете "Страна Калининград". – Мы встали севернее пос. Первомайского в лесу, а второй батальон вышел к Чкаловску. Поступил приказ: наступать 5 апреля, но в тот день повалил сильный снег и опустился густой туман, артиллерия и авиация не видели, куда стрелять. Наступление перенесли, и мы впервые за всю войну не были на переднем крае. У форта № 4 (Гнейзенау) дождем развезло поля, и танки в них застряли! Форт бил по нам изо всех орудий – под сплошным огнем головы не поднять. Тогда командующий 50-й армией генерал Озеров приказал окружить и задымить форт шашками. Дым создали такой, что после немцы выходили почти слепые. Зато мы вышли на бетонную дорогу и заняли пос. Первомайский.

Уже в Кёнигсберге Валентин Гаврилов расположился на территории госпиталя для военных летчиков (сейчас госпиталь БФ на ул. Герцена), он был пуст. ...Советские танки шли по нынешним улицам Гагарина, Невского, Краснокаменной, Орудийной…

– Командир батальона послал меня на аэропорт Дэвау, где вроде немецкие генералы и офицеры ждали самолета из Германии. Я взял три танка и поехал. Вся земля в воронках, а в небе одни наши самолеты. Никто бы никуда не улетел.

Уже на обратном пути танк Гаврилова поехал в районе ул. Краснодонской.

– Вдруг в окне дома напротив мы уловили движение. Я велел выстрелить из всех орудий, а командир роты говорит: "Да сквозняк это!"

…Тот дом уцелел. А через несколько лет Валентин Николаевич, оставшись в Кёнигсберге, а затем и в Калининграде, сам в нем поселился вместе с женой Валентиной – с ней, медсестрой, Гаврилов познакомился, когда с боями шел по Белоруссии. В этой квартире супруги вырастили двоих сыновей, оба военные, и тоже, как и папа, танкисты!