Аварийным дом №14 (он относится к улице Рижской) признала межведомственная комиссия. Она решила, что при расширении улицы 9 апреля, которую планируют превратить в магистраль, здание либо накренится, либо вовсе рухнет – не выдержит соседства с масштабным дорожным строительством. Как пишет Комсомольская правда в Калининграде, степень износа на сегодняшний день – 67 процентов.
"Устранение дефектов строительных конструкций относится к работам капитального характера, проведение которых невозможно в эксплуатируемом здании, требуется отселение жильцов", – говорится в протоколе комиссии.
При оглашении решения о сносе присутствовали только 8 жильцов (это при том, что в доме 22 квартиры, три из которых муниципальные). Проголосовали за снос шесть человек, двое воздержались.
23 января мэр города Александр Ярошук подписал постановление о сносе. Из министерства ЖКХ и ТЭК на запрос "Комсомолки" пришел ответ, в котором чиновники сухо сослались на Жилищный кодекс. По статье 32 всем жильцам предлагается снести дом "в разумный срок за счет их собственных средств". Если жильцы откажутся, то "органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка" на котором расположен дом, после чего каждую квартиру будут выкупать.
Часть жильцов дома в расселение пока не верит, и тем более в то, что сносить придется за свой счет.
"Я, скорее, за капремонт. Но мне 79 лет, и, как мне кажется, до 2018 года не доживу, – апатично машет рукой пенсионерка Ольга Жукалюк, живущая на третьем этаже. – Вот вы говорите, что нас расселят, но на моей памяти это уже третье решение. В первый раз нас признавали аварийщиками в 1970-м году, во второй – когда крыша завалилась, ну а в третий – сейчас".
Соседка Жугалюк со второго этажа Евгения Калинина участвовала и в январском заседании и в предшествовавшем ему сентябрьском (тогда решили произвести детальную оценку физического износа). Приехав в 2010 году в Калининград, пенсионерка приобрела жилье и попыталась собрать ТСЖ из будущих аварийщиков. Начала с «малых дел»: заделала цементом дырки на лестничной площадке, занялась придомовой территорией и даже пыталась организовать место для собраний жильцов в подвале.
"Я ехала из Сибири в Европу, и думала, что тут люди другие, но менталитет – есть менталитет, - вздыхает Калинина. - Идею с подвалом не поняли и в создании совета дома тоже не поддержали. Потом разброд случился уже при заседании комиссии, когда нам предложили два варианта: снос или капремонт. Вы же знаете, что оба варианта людям не нравятся. Я тогда предложила реконструкцию, которая смогла бы спасти дом".
По мнению Калининой, соседи не готовы сражаться за свой дом и ждут, когда им предложат новые квартиры.
- Они не понимают одного – людьми надо быть, человека в себе уважать. Если уж мои соседи не смогли даже сообща подвал почистить, то что говорить о защите дома от сноса? – возмущается Калинина.
Последней каплей, повлиявшей на настроения жильцов, стали начавшиеся в конце прошлого года работы по расширению улицы 9 Апреля. Жить рядом с магистралью теперь мало кто хочет. По словам той же Ольги Жугалюк, до этого был только шум от трамвая, теперь же придется мириться с круглосуточным ревом автомобилей.
- Мне про какой-то защитный экран из стекла говорили, но это же смешно! Что тут будет твориться! Я и оглохну и задохнусь. У нас же тут рядом еще один дом был пристроен. Его снесли, и перегородка стала несущей стеной, а она все звуки пропускает. Как-то даже дырочка в стене появилась, и мне в комнату снегу намело, - вспоминает Жигалюк.
На раздумье у жителей дома на Рижской формально есть еще четыре года, но, судя по царящим настроениям, спасать свою пятиэтажку они не собираются.
Есть во всей этой истории и еще один любопытный момент: в постановлении мэра прописан ответственный за сохранность дома №14 до тех пор, пока там будут жить люди (им стал глава комитета городского хозяйства Сергей Мельников). Но загвоздка в том, что прерывать реконструкцию 9 Апреля до той поры, пока не решится вопрос с пятиэтажкой, точно никто не собирается – перестроить улицу планируют до конца 2015 года. И, судя по всему, остается только надеяться на то, что мрачные прогнозы специалистов не сбудутся и ветхое здание каким-то чудом устоит до того момента, пока власти не подберут жильцам новое жилье.