19:09

Почему калининградцы отправляются в частные клиники?

  1. Новости
Решила попасть на прием к штатному эндокринологу в муниципальной поликлинике. Но в регистратуре сказали, что у них сейчас нет специалиста. Предложили приходить в мае записываться на июнь. Стоит ли говорить, что я вновь отправилась в частную клинику…

Несмотря на то, что калининградские медики перешли на одноканальное финансирование, которое по идее заставило бы их бороться за каждого пациента, объемы платной медицинской помощи растут. В 2008 году только государственные и муниципальные больницы и поликлиники вылечили больных на 500 миллионов рублей.
- Эта цифра говорит о том, что медучреждения вынуждают больных обращаться за платной помощью, - констатировала на одном из заседаний правительства области министр здравоохранения Елена Клюйкова.

Эксперимент с одноканальным финансированием здравоохранения начался еще в 2007 году. Раньше больницы и поликлиники получали деньги из бюджета и фонда обязательного медстрахования (ОМС) и сосуществовали вполне мирно. Перевод всех финансов в один канал - бюджет ОМС - привел к их непримиримой борьбе. Больницы сегодня могут заработать, только если поликлиника отправит к ним пациента. Поликлиника с этими деньгами расставаться не хочет.

 

 

Деньги за души

 

- К поликлинике Калининградской центральной больницы (бывшей многопрофильной), которая обслуживает Московский и Балтийский районы, приписано 80 тысяч человек, - привел пример исполнительный директор терфонда ОМС Виктор Анохин. - Это значит, она получает каждый месяц 15 миллионов 200 тысяч рублей - по 190 рублей за каждого «приписанного» пациента.
«Подушевой» норматив поликлинике перечисляют, независимо от того, ходит «приписник» на регулярный прием к доктору или нет. Хотя жителям области и разрешили раз в год менять «приписку» - уходить со своими 190 рублями в месяц в другое медучреждение.
- Эта система должна привести к повышению конкуренции между поликлиниками, - заявляла министр здравоохранения Елена Клюйкова. - Они должны качественнее следить за здоровьем пациентов, чтобы те не попадали в больницу.

Однако поликлиникам оказалось невыгодно отправлять людей на больничные койки. Ведь больницы «снимают» с поликлиник деньги за каждую операцию или медицинскую услугу.
- К примеру, за лапароскопическую операцию по удалению желчного пузыря больница получает 12 тысяч рублей, - рассказал Виктор Анохин. - За операцию по пересадке глазного хрусталика - 9,5 тысячи.

Самые дорогие расценки - на сложные операции - установка аппарата Елизарова при переломе ноги стоит 35 тысяч рублей. В 2007 году 70% всех денег, предназначенных на калининградскую медицину, прошли мимо поликлинических касс в бюджеты стационаров. В 2008 году ситуация изменилась - больницам удалось увести у поликлиник всего 60%. По мнению Анохина, это и есть идеальный расклад.
- Поликлиники в прошлом году заработали больше 1 миллиарда рублей! Это очень значительные деньги, - рассказал Анохин. - Значит, поликлиники наладили нормальную работу с пациентами.

Можно усомниться. В 2008 году всего 30% пациентов попали в стационары по направлению поликлинических врачей. 70% - госпитализированы экстренно, когда направление уже не требуется. Впрочем, некоторые чиновники от медицины утверждают, что не все так плохо, и многие стационары просто хитрят - кладут пациентов, которым не требуется экстренная помощь, в больницу по знакомству, а в карточке записывают, будто больной поступил с болями. Почему больной не смог получить направление на госпитализацию в своей поликлинике - другой вопрос.

Сократили правильно?

Всего за несколько лет в Калининградской области прекратили работу несколько медицинских стационаров - больница рыбаков, стационар детской городской больницы №3, планируется закрыть операционный блок в онкологическом диспансере, несколько роддомов. Изрядно снизилось число стационарных коек в муниципальных райбольницах. Как утверждают медицинские чиновники, «работали не так эффективно».

Благодаря новой системе здравоохранения и областная больница, рассчитанная на 700 коек, заполнена не полностью. Чтобы обеспечить ее работой и деньгами, областные власти решили присоединить к ней онкодиспансер.
- Коечный фонд в советские времена был чрезвычайно завышен, 15 лет назад в области было 14 тысяч стационарных коек, сейчас - 6 тысяч 500, - рассказывает бывший главврач областной больницы, первый вице-спикер областной думы Константин Поляков. - В советские времена койки в больницах заполнялись без проблем: у кого-то в районе «кольнуло», его сразу же посылали в областную больницу. В деревне бабушка пожаловалась на то, что плохо слышит, так ее в поликлинике областной больницы осматривал доктор медицинских наук и обнаруживал, что у нее банальная серная пробка! Сегодня таких больных не стало, их задерживают в районах, потому что за каждого приходится отдавать деньги.

Однако, по мнению Полякова, появилась и печальная тенденция - тех, кого необходимо отправлять в областной центр, передерживают на местах. Расстраивает бывшего главврача и другая тенденция - в областной больнице начинают сворачивать специализированные отделения, объединять их между собой.
- Это приведет к потере специалистов узкого профиля, а сегодня очень важно, чтобы в области не развалили то, что с таким трудом и по крупицам создавалось, - считает Поляков. - Необходимо, чтобы за стремлением к наведению чистоты в больничных тумбочках не потерялось самое главное - специализированная медицинская помощь.
Что касается финансирования медицины в целом, по мнению Полякова, ситуация сложная.
- К сожалению, в процентном соотношении реальные расходы на здравоохранение стали уменьшаться - если в 80-90-х годах отчислялось 18%, то сейчас в пределах 7-8%, - говорит вице-спикер. - Мы постоянно не успеваем за ростом цен из-за отсутствия отечественной медицинской техники и фармакологии. 90% медицинских товаров - иностранные.
Впрочем, даже в кризис денег больницам вполне хватает. В некоторых медучреждениях зарплаты главных врачей достигают 90 тысяч рублей в месяц. В некоторых больницах они получают деньги исключительно за счет бюджета, в единицах - зарплата главврача складывается на 30% из средств бюджета и на 70% - из денег, заработанных медиками за счет платных услуг.

Борьба продолжится

С 1 июля областные власти собираются запретить платные услуги в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Тогда больницам придется потуже затянуть пояса - единственным их доходом станут «приписанные» к поликлиникам пациенты.
- В общем-то нужно все делать для населения бесплатным, - считает главврач областной больницы Алла Горчаковская. - Но тарифы стоимости медицинских услуг сегодня не всегда покрывают даже себестоимость некоторых из них. К примеру, любой анализ крови стоит 47 рублей 50 копеек, а его себестоимость - 200 с лишним рублей.
Горчаковская говорит, что медики собираются просить фонд ОМС увеличить тарифы за «приписанных» пациентов. Однако денег в бюджете нет - кризис. Так что поликлиникам и больницам предстоит очередной этап жесткой борьбы за деньги. Вот только кто пострадает? Наверное, как обычно, пациенты, которые пойдут в частные клиники или будут укладываться в больницы «по знакомству».

КОНКРЕТНО

За 15 лет число стационарных больничных коек в области снизилось более чем в 2 раза - с 14 тысяч до 6 тысяч 500.
«Подушевой» норматив за одного взрослого в Калининградской области – 190 рублей в месяц.
За одного ребенка - 220 рублей в месяц.