Состоялась первая встреча участников инициативной группы по спасению придорожных аллей, начальника Управления дорожного хозяйства Геннадия Лейбовича и министра инфраструктуры Елены Дятловой. Стороны больше двух часов "прощупывали" друг друга и вытягивали друг из друга информацию, тем не менее, настороженность к концу встречи практически пропала, зато во весь рост перед защитниками аллей встали те самые ГОСТы, о которых ранее приходилось много раз слышать от представителей ГИБДД и чиновников из дорожной сферы. Об этом пишет "Комсомольская правда в Калининграде".
Первый враг аллей − новые дорожные стандарты
Больше всех из участников встречи говорила Елена Дятлова. По внушительной стопке документов было видно, что министр долго готовилась к встрече и изучала аргументацию оппонентов. Чтобы сразу разнести целый ряд надежд активистов, Дятлова зачитала ГОСТы, из-за которых в будущем, если оставить все, как есть, невозможно будет сохранить ни одной аллеи.
Оказалось, что новые стандарты подразумевают увеличение ширины одной полосы дороги до 3,75 метра, что ставит крест на аллеях второстепенных дорожных направлений. Геннадий Лейбович тут же "успокоил" участников группы фразой об отсутствии бюджетных средств, из-за чего ежегодно расширяется только около 15 километров дороги. Тем не менее, нервы защитников деревьев были готовы к такой аргументации, в законах они тоже успели покопаться, найдя в них ряд противоречий. Когда была озвучена статистика вырубки за прошлый год и были названы основные причины рубки, стало понятно, кто в регионе больше всего заинтересован в уничтожении аллей.
По словам министра, в 2005 году по всей области была произведена ревизия, в ходе которой насчитали 375000 придорожных деревьев. Только в прошлом году вдоль дорог было вырублено 6000 деревьев по трем причинам: из-за расширения проезжей части, по предписаниям Госавтоинспекции и по заключению лесопатологической экспертизы. Если с первым пунктом все понятно, то о двух других стоит поговорить подробно.
"Придорожное дерево" против придорожных деревьев
По статистике, имеющейся у правительства области, по предписаниям ГИБДД в 2014 году выпилили 1781 дерево, то есть почти треть от общего количества. Подкрепляя свои цифры отчетом о ДТП, закончившихся смертельным исходом, инспекторы каждый месяц шлют бумаги в правительство с требованием "убрать дорожные препятствия", то есть выпилить все до единой аллеи вдоль главных и второстепенных трасс региона.
Тем временем, формулировка "наезд на препятствие", которой руководствуются сотрудники ГИБДД, может в себя включать не только дерево, но и столб, и дорожный знак, и отбойник, и множество других преград, стоящих на обочине. К тому же, как считают участники инициативы по защите деревьев, повальная рубка никак на снижение смертности на дорогах не влияет.
"Ранее Госавтоинспекция делала отчет о ДТП, заканчивающихся смертью водителя или кого-либо из пассажиров. Имеются ввиду происшествия, связанные с наездом на препятствие, – заметила социолог Анна Алимпиева. – Цифры, которые они представили, говорят сами за себя. В 2010 году – 45 смертей, в 2011 – 48, в 2013 – 50, а в 2014 – 44. Если учесть, что ежегодно вырубается по шесть тысяч, то позитивной динамики не наблюдается. Мне кажется, что причина может быть в другом. Например, в отсутствии контроля за второстепенными трассами".
Далее слово снова взяла Елена Дятлова, напомнив об инициативе ГИБДД протолкнуть областную целевую программу "Придорожное дерево". Миролюбивое название программы скрывает под собой полное уничтожение растительности вдоль дорог. Тем не менее, развивать эту тему в отсутствие представителей Госавтоинспекции она не стала, пообещав пригласить их в следующий раз на собрание.
Не Германия и не Польша
Попутно Дятлова объяснила, почему все-таки нельзя высаживать деревья, как в Польше или Германии, на другой стороне кювета, а также почему при расширении дороги нельзя оставлять их хотя бы с одной стороны. Причина оказалась самая банальная – частная собственность на землю. По словам министра, при отступлении на пару метров от дороги случается вторжение на чужую территорию (частную или арендованную), выкупать которую Правительству области не выгодно. Это, в свою очередь, странно, так как землю, которую, к примеру, никто не обрабатывает, сам губернатор призывает муниципалитеты изымать у неблагонадежных арендаторов. Да и множество вопросов вызывает сам факт того, что «чужая» земля так сильно напирает на дорогу.
Наверное, самым комичным доводом, озвученным на собрании в защиту вырубки, была угроза детям. Кстати, он также постоянно поднимается инспекторами безопасности дорожного движения. Геннадий Лейбович заявил, что по области 1500 километров дорог относятся к маршрутам школьных автобусов. ГИБДД настоятельно рекомендует очистить от деревьев эти дороги, чтобы они (не дай бог!) не падали перед автобусами. Достаточно вспомнить, что о безопасности детей никто не вспоминал, когда внедрялась реформа, сокращающая количество сельских школ и вынуждающая детей ежедневно ездить на учебу за тридевять земель.
Последним поводом для вырубки является заключение лесопатолога. Тут все оказалось еще проще: никто из чиновников и специалистов, по словам Дятловой, просто-напросто не хочет брать на себя ответственность за падающие деревья. Дело в том, что решение о вырубке по результатам лесопатологической экспертизы должно приниматься в муниципалитетах, однако в муниципалитетах специалистов такого уровня нет. А те люди, которые берутся за подписи, не собираются отвечать за то, что дерево во время урагана или из-за какой-либо другой причины может упасть. Им легче поставить галочку за спил, и тогда к ним в случае чего не придет прокурор и не заставит отсидеть положенное. Кстати, по таким вот «заключениям» деревьев в 2014 году спилено больше всего – 2982 штуки.
Несмотря на количество горячих вопросов, встреча завершилась согласием на сотрудничество, тем более, что работа по аллеям только начинается. С подачи активистов Дятлова заинтересовалась возможностью придания аллеям статуса особо охраняемой территории.
- Думаю, мы сможем законодательно закрепить термин «аллея». Остается понять, возможно ли применять его к дорогам общего пользования, ведь нам нужно ввести новый статус и не убрать дороги из реестра. Еще хочу сказать, что я сама – житель области. Здесь живет моя дочь. Если бы я имела другую позицию по придорожным деревьям, я бы так не сопротивлялась вырубке.
Результатом встречи станет обращение в областную думу с законодательной инициативой по поводу придания аллеям особого статуса.