В среду, 21 января, в передаче "Прямой эфир" прозвучала история 35-летней многодетной матери из Калининграда Оксаны Дяк. У Оксаны нет обеих ног. Чтобы прокормить детей, она просит милостыню у Центрального рынка. Каждый день, в течение многих лет ее видят сотни калининградцев, но о судьбе женщины-инвалида, молча сидящей в своей коляске, знают единицы. Только рыночные завсегдатаи, да еще любопытные прохожие, у которых есть время на разговоры по душам.
Оксана и четверо ее детей живут в общежитии. Сначала занимали 12-метровую комнату, потом им позволили занять еще две, но на птичьих правах. Общежитие – привычная для женщины среда обитания. Как рассказала Оксана Дяк в студии "Прямого эфира", в 18 лет она покинула отчий дом и стала жить самостоятельно, ушла в общагу – довольно отчаянный поступок для инвалида-колясочника.
Оксана лишилась ног, будучи 14-летней девчонкой.
"Ехали в Кривой Рог с молодым человеком, вышли на станции, поезд тронулся, я побежала за ним, и тут кто-то толкнул меня. В шутку… Я упала между перроном и вагонами…" – воспоминания Оксаны о том страшном дне, изменившем всю ее жизнь, крайне обрывочны.
Справиться с бедой ей помогали отец и бабушка. Мать Оксана не помнит – она бросила дочь через месяц после родов. Мамой звала бабушку и до сих пор ее греет любовь, которую та, не скупясь, дарила девочке.
"Незадолго до ее смерти я перевезла бабушку к себе. Успела попрощаться и сказать, что люблю ее, – плачет Оксана у бабушкиной могилы. – Она такие мясные рулетики делала…"
Зарабатывать на рынке Оксана начала еще в молодости, задолго до первого замужества. Первый муж был сероглазым красавцем, от него родилась старшая дочь, которой нынче 14 лет. Потом были еще двое, но толку от них, по словам Оксаны, было мало, и она по прежнему просила милостыню, чтобы кормить семью. Пыталась работать – торговала картошкой на рынке. Но потом вернулась к привычному "бизнесу".
В детях души не чает: "Бог отнял у меня ноги, но взамен дал семью. Самое страшное – это одиночество", – считает Оксана.
К своему занятию она относится философски – и хотелось бы уйти с улицы, но ведь это надежный заработок: каждый день детям есть что покушать. По нынешним временам – весомый аргумент. Чаще всего Оксану можно увидеть у главного входа на Центральный рынок. Дальше ее не пускают: директор управляющей компании рынка Сергей Званок запретил строго-настрого. По его словам – в целях безопасности.
"Существует план взаимодействия с полицией. Согласно нему бомжи, попрошайки и другие асоциальные личности не могут находиться ни на территории рынка, ни на прилегающей, – пояснил Сергей Званок. – Были попытки договориться со мной о том, чтобы эта женщина сидела на Центральном рынке, ее даже в кабинет ко мне приносили. Но я отказался наотрез".
Напомним, начальник полиции по Калининграду Сергей Захаров заявлял, что инвалиды, просящие милостыню, зарабатывают по 5-10 тысяч рублей в день.
Это хорошо налаженный бизнес со своей системой управления, если пользоваться терминологией 90-х – "крышей". По информации Клопс.Ru, заработки Оксаны Дяк скромнее – 1000-1200 рублей в день. Как рассказала сама Оксана, от государства она получает пенсию по инвалидности (около 10 тыс. рублей) и пособия на детей – (около трех тысяч). Что касается бывших мужей, то здесь у Оксаны твердая установка: денег у них не просить.
Как рассказала Оксана Клопс.Ru, передачу, показанную вчера в "Прямом эфире", записывали еще в ноябре. "Со вчерашнего дня мне звонят люди, предлагают помощь. А сегодня приехал следователь из Следственного комитета: проверяет жилищные условия и все остальное", – добавила Оксана.