Недавно, как и все, кто считает Гоголя гением, а Пелевина нет, я ходил на Вия. В зале было прохладно, но я вскоре понял, что мне это нравится. У них там пар изо рта, а у нас тут. Вот оно истинное 4DX, а не дурацкое корейское! - подумал я. А потом мне показали первый спецэффект.
То есть на самом деле на самый первый спецэффект я опоздал. Может даже я опоздал на парочку спецэффектов. Но это нисколько не испортило фильма. Наоборот, я люблю опаздывать. Заходишь, все уже знают о чем речь, а ты пытаешься догадаться по ходу действия. А когда врубаешься, то приходит ощущение превосходства над остальными зрителями. За эти пятнадцать минут я многое успел, пока они тут сидели в темном зале, но при этом я тоже могу сказать, что посмотрел фильм.
Первый спецэффект меня расстроил. Там какая-то ведьма летит на метле. И летит очень нелепо. То есть ты понимаешь, что она вовсе не летит, а просто как будто бы рассекает безвоздушное пространство. Хотя не исключаю, что создатели хотели этим сказать, что в мире ведьм воздуха просто не существует.
Но потом все вдруг наладилось. Сейчас объясню. Мне тут как раз задали вопрос по "Дождю", можно ли такое творить с Гоголем. Вот вам ответ. Нужно. Уверен, что Гоголь уже завтра будет намного более популярным писателем в школах, чем вчера. А ведь мы именно это и преподаем в школах. Убеждаем, что Гоголь велик, но редко получается. Обычно через двадцать лет выясняется, что ученик сумел запомнить только Пушкина, а Гоголя так и не сумел. Теперь он его не сможет забыть никогда. Ученики будут выходить из залов седыми. Красивые молодые седые ученики, а те, у кого волосы не седеют, будут выходить лысыми. Зато, при взгляде на них, наши враги скажут, что такому поколению уже ничто не страшно.
А потом мне все стало нравиться. Этот нелепый английский ученый на карете со всякими новомодными приспособлениями, который говорит о Ньютоне, заливает в коней какую-то смесь, не верит в бесов, и скачет куда попало. Вначале я никак не мог понять, зачем ему понадобилось туда скакать. А потом понял, что от него залетела какая-то там английская аристократка, и отец зол как осел. Разъяренные отцы могут быть куда злее обычных бесов. А потом ему дают попробовать горилку. Тут-то все и начинается. Это прекрасная святая мысль, что вся бесовщина от водки. То, что происходит сейчас в Киеве тоже оттуда же. Выпьешь горилки, и тут же появляются волки с огненными глазищами, летающие горлумы, семирогии вии, и начинают туда сюда парить гробы, и просыпаешься весь в грязи посреди круга очерченного мелом, а на голове то ли перхоть, то ли время оставило свои белые следы. В общем, помимо школьников, рекомендую беспробудным пьяницам. Как сами понимаете, те плюс другие - составляют уже около 70% населения.
Потом конечно мне понравились их прически. Знаете такая кривая челка. Сейчас дико модно. Уверен, что уже сегодня они введут эту модель в ассортимент чоп-чопа. И что важно, что для этой модели не надо постригать уши, виски и затылок, провел косую линию по лбу и ты неотразимо хорош.
Потом они принялись вписывать Вия в пантеон мировых чудовищ. Всякие так Дракулы и Франкенштейны, и все остальное. Прошу заметить, что Вий из них самый органичный. Его придумал никакой-то там скучающий писатель, его придумал народ. Это наш народный герой! Его и надо прославлять! Ему надо ставить памятники! Его показывать туристам. И никому не рассказывать, что Вий - это всего лишь человек в козьей шкуре с семью рогами. Вот это мне не понравилось. Нельзя показывать в чем состоит суть фокуса, ни в кое случае нельзя, а то исчезает весь магнетизм.
А потом они показали главную сцену. Все сидят за столом и пьют горилку, и чем больше пьют, тем интереснее становится. Сцена длится минут десять. Скажу честно - если бы они сделать ее длинной на весь фильм, то получился бы шедевр! Только представьте себе. Сидят люди, выпивают, и чем дальше пьют, тем в более ужасных чудовищ превращаются, и каждое чудовище олицетворяет собой какого-нибудь исторического монстра нашего народа. Люди пьют на фоне разворачивающейся тысячелетней истории великой страны. Я правда не уверен, что мы должны проецировать все это на себя. Я вообще теперь не знаю, Гоголь считается русским писателем или украинским. Или он никогда и не был украинцем, а просто о ней писал. Этого я уже не помню.
Великая сцена, другими словами.
А после нее до конца вам придется потерпеть еще всего лишь час. Я конечно помучился, но сумел. Из уважения к Гоголю, к этой сцене, к юмору, и конечно к своим собственным мыслям.
И последнее, это нужно смотреть в 3D. Есть пару эпизодов, когда оно просто незменимо. Яблоко, которое тебе кидают прямо в лицо, топор, который замирает за сантиметр до твоего черепа в режиме стоп-кадр. И наконец прямой взгляд тысячеглазого Вия.
Твою мать! Смотреть ему в глаза - еще хуже, чем смотреть телевизор. Я смотрел Вию в глаза и выжил. Я буду помнить этот взгляд всю жизнь. Через это каждый должен пройти! Вместе - мы самый великий народ! На том свете и на этом.
Посмотреть трейлер фильма можно здесь.