12:23

День Учителя: что такое "Матильда" и кому она не понравится

  1. Новости
Кадр фильма "Матильда".
В прокат выходит самый нашумевший фильм года — "Матильда" Алексея Учителя. О том, чего ждать от самой скандальной за последнее время российской ленты и с чего вообще началась вся шумиха, рассказал автор телеграм-канала "Фак ю, Спилберг" Антон Хоменко.
 
Бюджет фильма оценивается в 25 миллионов долларов. Это огромные деньги. Чтобы выйти в ноль, картина должна собрать в прокате почти 1,5 миллиарда рублей. Этой отметки достигли только три российских фильма: "Сталинград" и "Викинг" с примерно одинаковым бюджетом (но разными ситуациями в прокате) и "Экипаж", который стоил намного дешевле, но шёл в кино с прошлого апреля почти до конца года.
 

О чём "Матильда"?

Картина рассказывает о периоде в истории Российской империи с 1890 по 1894 год. В это время цесаревич Николай Романов (Ларс Айдингер) встречался с балериной Матильдой Кшесинской (Михалина Ольшанская). Это история любви, которая могла бы стать великой, если бы будущий Николай II не был тряпкой и не дрожал от одной мысли о том, что рано или поздно ему предстоит возглавить самое могущественное государство того времени.
 
Брутальный актёр берлинского театра "Шаубюне" Ларс Айдингер великолепно справился с ролью зажатого и неуверенного в себе паренька Ники. Это с учётом того, что по-русски он совсем не говорит (его озвучивал Максим Матвеев). Сергей Гармаш прекрасен в роли авторитарного императора Александра III, а Ингеборга Дапкунайте — в роли деспотичной матери наследника престола Марии Фёдоровны.
 
Ключевая, на мой взгляд, фраза в картине, адресованная сыну, принадлежит как раз ей: "Ты должен вылезти из-под юбки своей балерины". Возможно, ему следовало бы вылезти из-под юбки своей матери. И тогда (может быть) не было бы никакого Ленина, никаких февральских и октябрьских революций и последующего за ними 70-летнего каменного века.
 

Как следует воспринимать "Матильду"?

Это сказка. Красиво снятая и красиво рассказанная. Но сказка, разумеется, для взрослых. Основанная на реальных событиях (с некоторой долей художественного вымысла). Очередная притча о том, что сильным любого мужчину может сделать только по-настоящему любящая его женщина. О том, каково это — быть одной в битве за любовь, когда ты всего лишь балерина (хоть и настоящая звезда по меркам того времени), а на другой стороне внучка британской королевы Виктории Алиса Гессен-Дармштадтская (Луиза Вольфрам — тоже актриса "Шаубюне"), заручившаяся поддержкой царской семьи.
 
Ники называет свою возлюбленную Малей. Это очень мило. "У меня ещё есть время подумать", — говорит он ей. Дружище, у тебя нет этого времени. Ты с самого начала знал, чем всё закончится. Потому что ты будущий император, а не какой-нибудь князёк или, на худой конец, купец.
 

Кому не понравится "Матильда"?

Тем, кто её не посмотрит, и знатокам истории, которые слишком хорошо знают предмет и придираются к любым неточностям. Сразу скажу, что никакого Николая II в "Матильде" нет. Всё заканчивается коронацией цесаревича Николая Романова и Александры Фёдоровны. Так что честь великого императора и страстотерпца в картине Учителя нисколько не пострадала. Это фильм с открытым финалом. В том смысле, что зрителю предстоит самому решить, что было бы, будь главный герой посмелее, не умри его отец слишком рано и так далее.
 

С чем связана ситуация вокруг "Матильды"?

"Матильда", при всём уважении к создателям "Сталинграда", "Викинга" и "Экипажа", — проект куда более масштабный. Обычной промокампании тут недостаточно, а гнать школьников и разнорабочих в кинотеатры в данном случае как-то не очень престижно. Чтобы все пришли в восторг (как от самого фильма, так и от результатов в прокате), нужны были орудия помощнее.
 
Есть произведения, которые стали популярны благодаря выстроенной вокруг них масштабной общественной дискуссии. Причём полемика не зависит ни от отзывов критиков, ни от художественных достоинств и недостатков работы. "Матильда" — яркий пример такого явления.
 

С чего всё началось?

В июле прошлого года на сайте Change.Org появилась петиция, авторы которой утверждали, что Алексей Учитель, вместо того чтобы снимать интересное кино, занимается подлогом исторических фактов из школьной программы, представляя царя-батюшку Николая II человеком, который мог влюбиться в простолюдинку (в данном случае — женщину не царских кровей), да ещё и сексом занимался.
 
К обсуждению фильма, который (на минуточку) всё ещё снимался и его никто не видел, тут же подключились неравнодушная общественность, Минкульт, чиновники разных уровней, интеллигенция и даже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Весь процесс быстро превратился не в пиар "Матильды", а в возможность пропиариться на самом пиаре.
 

Что будет, когда "Матильда" выйдет в прокат?

Ничего особенного. Когда фильм появится в кинотеатрах, никто их, конечно, жечь не будет. На премьеру ломанётся такая толпа, что кассовые рекорды буду падать один за другим. Вот увидите. Всем же интересно, что там наснимал этот Учитель, что даже на небе теперь только и разговоров, что о "Матильде".