текст: Елена Федотова фото: Светлана Андрюхина
__________________________________________________________
Местом нашего разговора Марина Кутузова выбрала кафе «Заря», где за чайником зеленого чая рассказала, что в ноябре у студии «Детали» день рождения (праздновать не будут, решили подождать 10-летний юбилей в следующем году), что работы много и она приносит всем удовольствие. Что главное для дизайнера — доверять чувству профессиональной интуиции и всегда, чем бы ты ни занимался, не бояться развернуть жизнь на 180 градусов в поисках собственного пути.— Я начала заниматься дизайном давно, когда даже не знала, что, собственно, им я и занимаюсь. В начале 90-х сделала в своей квартире, как тогда было принято называть, «евроремонт» и услышала много лестных отзывов друзей. Меня хвалили, просили помочь сделать «так же красиво». Я помогала, но о том, что это станет моей профессией, мне в голову не приходило — в то время я училась в университете на специальности, совсем не связанной с дизайном. Сегодня я могу сказать большое спасибо своим «первым заказчикам», которые помогли мне поверить, что я могу заниматься дизайном. В принципе моя история неудивительна, так случается у многих, люди не могут предвидеть свою судьбу.
— Помните свой первый проект, сделанный не на «общественных началах», а за вознаграждение?
— Можно сказать, я начала покрупному. Это был развлекательный комплекс «Разгуляй» на Батальной, целых три этажа: на первом — ресторан, на втором — бильярд, на третьем – офисное помещение. Сейчас это заведение закрыто, но в то время это место было весьма посещаемо.
— Тот заказ и послужил толчком к открытию собственной студии?
— Студия к этому времени существовала. Днем рождения мы считаем 5 ноября 2005 г. Следующий год будет юбилейным, непременно отметим!
— Наш журнал часто публикует интерьеры студии «Детали» — яркие, профессиональные, с собственным стилем…
— Если честно, я никогда не думаю о стиле. Есть направление в дизайне интерьера, который задает заказчик, и важно его уловить. Но еще есть и собственный опыт, и профессиональная интуиция, и чувство вкуса, если можно так сказать. Все вместе и приводит к удачному проекту. Конечно, есть иправила, но это не значит, что им надо следовать, «закрыв глаза». Один мой знакомый, весьма успешный дизайнер из Латвии как-то сказал: «Когда человек занимается проектированием домов, он просто обязан иметь академические знания, но в интерьере, его дизайне и декорировании заложенные в голову каноны порой больше мешают, чем помогают». Я не руководствуюсь четкими понятиями стилей, хотя хорошо в них ориентируюсь, делаю — как чувствую.
—Вы перфекционист, насколько требовательны в работе?
— Очень требовательна, прежде всего к себе. Привыкла вести объект до последнего штриха, поэтому работа занимает порой больше времени, чем планировали. Лучше немного отодвинуть срок сдачи проекта, но сделать все идеально, до мельчайшей детали. Мне интересно видеть интерьер в таком виде, в котором я его задумала.
—И получается?
— Не получилось только однажды. Возникла непреодолимая сила — выбор заказчика. Он был уверен, что купленный им предмет хорошо вписывается в общую концепцию интерьера, и мне так и не удалось его убедить, что эта вещь из другого мира. Мы прекратили сотрудничество. Я знаю слово компромисс и часто на него иду, но не в случае, если сделанная без согласования позиция уничтожила всю идею, с которой мы приступали к работе и уже прошли добрую часть пути.
—Я никогда не видела у вас классических интерьеров. Не любите классику?
— Знаете, классика в жилых интерьерах сейчас мало востребована. С классическими моментами — да, в чистом стиле — нет. За 9 лет был всего один интерьер, который я бы назвала классическим. Время определяет вкусы.
Проект кафе в г. Зеленоградске
— А место определяет? Вы делаете интерьеры не только в Калининграде, заказчики отличаются?
— Мы сделали несколько проектов в Москве, Питере, Германии. Их заказчики, конечно, другие люди, не радикально, но другие. Они проще соглашаются на оригинальные дизайнерские вещи или на авторскую художественную работу. Я неравнодушна к произведениям искусства и практически всегда «вписываю» картины или фотографии в проект и очень рада, если люди покупают действительно стоящие, авторские вещи.
— Что-то в Калининград из других городов привозите?
— Идеи. Иногда материалы. В Калининграде можно многое купить, но не все, к примеру, вертикальное озеленение, — очень интересная и популярная тема в дизайне, но у нас оказалась непредставленной, выручила Москва. Думаю, эта тема скоро разовьется в Калининграде.
—Иногда дизайнеры не удерживаются от соблазна начать самим заниматься поставками для интерьера. Вы не рассматривали это как возможность развития собственного бизнеса?
—Никогда. Это вредит идее. Ты исподволь начинаешь ориентироваться только на те вещи, которые в состоянии привезти. Искушение дополнительного заработка сбивает с творческого пути и загоняет в рамки. Может, это звучит пафосно, но это правда. Я не хочу себя ограничивать.
Проект жилого дома.
—На что хватает времени, кроме профессии?
—У меня очень плотная жизнь. Проекты, заказчики, семья, маленькая дочь – ей больше всех нужны моя забота и внимание. Времени на все катастрофически не хватает. В сентябре вернулась из долгожданного отпуска. Все лето не хватало времени на теплое море.
— Если мы коснулись семьи, у вашей старшей дочери, насколько мне известно, тоже творческая профессия?
— Она работает продюсером в журнале VOGUE. Я никогда не думала, что у нее будет такое творческое занятие, всегда была отличницей, закончила МГУ, училась на социолога. Вот мы и вернулись к началу нашего разговора, редко кому удается сразу пойти по своей дороге. Поэтому очень важно услышать себя, поверить и повернуть в нужную сторону.