– Андрей Александрович, расскажите, пожалуйста, о своем архитектурно-жизненном пути.
– В 2000 году я окончил Ташкентский архитектурно-строительный институт (ТАСИ) по специальности «Архитектура», но еще до поступления в этот вуз год работал в нем лаборантом на кафедре общественных зданий. С 2000 по 2015 год трудился ведущим и главным архитектором в различных проектных организациях. С июля же 2015 года работаю в администрации Калининграда. Кстати, предыдущим местом работы, с 2011 по 2014 год, была «Архитектурная мастерская 4+», где я получил неоценимый профессиональный опыт.
– Какие архитектурные проекты разрабатывали в Калининграде?
– Всего за свой трудовой стаж участвовал в создании около пятидесяти проектов и концепций. Кроме того, являясь заказчиком проектирования на муниципальной должности, принимал участие в разработке порядка двух десятков детальных заданий на проектирование, которые легли в основу принятых комитетом архитектуры и строительства проектов и концепций. К слову, с результатом этой работы можно ознакомиться на официальном сайте администрации Калининграда в разделе Строительство/Архитектура/Архитектурные проекты и градостроительные концепции. Тот, кто знает, что такое качественное техническое задание, тот понимает, как глубоко порой погружаешься в тему и пропускаешь проект через себя, не являясь при этом его автором.
– Какие приоритеты вы ставите для себя в должности главного архитектора?
– В первую очередь надо заняться систематизацией административной работы, упростить процедуры, сократить время исполнения муниципальных услуг при повышенном качестве результата. Также продолжу работу по привлечению к принятию решений, касающихся общегородских задач, горожан и профессионалов.
– Какие объекты или улицы в Калининграде вы считаете самыми интересными с архитектурной точки зрения, а какие, наоборот, портящими облик города?
– Больше всего нравятся жилые кварталы вдоль проспектов Мира и Победы. Люблю прогуляться по улицам Кутузова, Карла Маркса, Комсомольской, Леонова, Тельмана, Верхнеозерной, в общем, по старым уголкам города. При этом не очень комфортно себя чувствую во многих микрорайонах постсоветского периода.
– На ваш взгляд, придерживаются ли застройщики колористической концепции города?
– Концепции в Калининграде как таковой нет. Есть схема регулирования цветового климата городского округа, которая является лишь инструментом упорядочивания цвета на территории города. Но никак не его идеологией. На мой взгляд, идею должен генерировать архитектор в соответствии с требованиями, предъявляемыми к городским пространствам. И вот тут нам еще много работы предстоит.
– Каково ваше отношение к Дому Советов: «казнить» его или «миловать», например, придав некий новый облик?
– Мне кажется, что ни тот ни другой варианты не являются лучшими. «Осовременить» Дом Советов в деталях, конечно, необходимо. Хотя бы даже с утилитарной, практической точки зрения. Но делать из него совсем новый объект мне кажется неверным. Мы слишком много на этом здании зацикливаемся, потому что оно большое, наверное.
Более важным вопросом, на мой взгляд, является судьба места бывшего Королевского замка. По сути, это судьба дальнейшего образа Калининграда. Благодаря проекту «Сердце города» мы значительно приблизились к ответам на эти вопросы. Но точку пока поставить не можем... Ни по экономическим, ни по социально-культурным причинам.
Хочется сказать, что прежде чем что-то сносить, так же как и что-то строить, надо исследовать предмет и дать однозначный ответ о нем. Ни по замку, ни по Дому Советов этого пока, увы, нет.
– На ваш взгляд, архитектор города больше чиновник или зодчий?
– Ни тот ни другой в чистом виде. Скорее, это симбиоз двух разных начал, созданный с целью протянуть мост между ними.