10:29

Процессы ковки, резки, сварки, превращающие куски металла в изящные изделия

  1. Новости
Текст: Андрей Забелкин
Фото: Роман Городко
 
16 июля в России будет отмечаться профессиональный праздник – День металлурга. И касается он не только сталеваров, доменщиков или литейщиков, которых, скажем, в Калининграде днем с огнем не найдешь. Это также праздник для представителей многих профессий, связанных с обработкой металла. Например, для кузнецов. А кузнечных дел мастеров в янтарном крае немало. Достаточно прогуляться по современным районам особняков, чтобы увидеть изящные металлические заборы, витиеватые ворота, симпатичные почтовые ящики или флюгеры. Однако некоторые скептики могут подумать, что все эти произведения искусства везут к нам из-за границы. Ан нет, практически все они – местного производства. И на одном из кузнечных предприятий региона в преддверии профессионального праздника побывали журналисты «СТРОЮ и ремонтирую». Знакомьтесь, завод по производству металлических изделий компании «Пласт-Хаус».
 
Температура в горне достигает 1000 градусов.
 
Доллар... в металле
Впрочем, обычно знакомство клиентов с компанией начинается с офиса. Заказчики приходят сюда со своими пожеланиями, менеджеры и специалисты доводят идеи до ума при помощи специализированной компьютерной программы ArchiCAD, затем эскизный проект передается на завод. А где металлопроизводство, там и участок кузнечной ковки.
Здесь нет молота и наковальни в привычном их понимании. Да и звонких ударов металла о металл не слышно. Мехи тоже никто не раздувает. Пламя в горне (он же печь) кузнечного участка достигает температуры около 1000 градусов. 
– Заготовки, готовые стать одним из кованых элементов, нагреваются в горне за несколько минут, – поясняет начальник производства Игорь Степанов. – Затем с более пластичным металлом можно делать, что хочешь. Сейчас мы хотим лапки.
Заготовка помещается в кузнечный блок, и тот медленно, но уверенно прямоугольный конец прута превращает в упомянутую лапку.
– Можем вам сейчас и долларов наштамповать, – хитро улыбается Степанов. – Не удивляйтесь. Так мы называем элементы в виде буквы S. Есть еще «эски», корзины, балясины, пики, заглушки, листочки… Но пока остановимся на долларе.
Производство металлических «долларов» – процесс несложный. Валики и ролики за считанные секунды закручивают кусок металлического стержня с лапкой – вот тебе и форма S. 
На соседнем горизонтальном прессе с двух сторон установлены волнообразные станины. Мастер Алексей Суетцкий помещает между ними заготовку подлиннее, станины сходятся, в результате получается витиеватая форма. Дальше за дело берется сварщик Влад Фомин. К этой форме он приваривает парочку «эсок», выходит довольно-таки элегантная конструкция.
– На этом участке мы еще прогоняем пруты через станок проката, – продолжает рассказывать Игорь Степанов. – В зависимости от того, какие на станке стоят вальцы, прут приобретает определенную фактуру, например, лозы.
 
Сварщик Влад Фомин и мастер Алексей Суетцкий – специалисты по современной ковке.
 
Виноград на воротах
Мы идем в следующий цех. Здесь уже множество изделий, которые 
из заготовок «срослись» в калитки, решетки, козырьки, навесы, перила. Но первое, что бросается в глаза, – 
изящные ворота. На них – грациозные ветви, лоза, виноградные гроздья, миниатюрные листочки. Сварщик Сергей Тепляков добавляет к этому причудливому сплетению очередную веточку.
– Да, здесь много тонкой работы, – говорит Сергей. – Поэтому приваривать их надо аккуратно, практически ювелирно. 
– Сейчас многие клиенты на воротах или калитках еще просят разместить анаграмму, – подключается к нашему разговору директор компании «Пласт-Хаус» Наталья Червякова. – Это чаще всего инициалы. Такой вензель придает индивидуальность и дополнительную изящность.
И действительно, в центре соседней с воротами калитки мы видим замысловатое переплетение готических букв, которые шлифует Андрей Окороков. 
– Это последняя, мягкая шлифовка, – говорит Андрей. – Калитка уже практически готова к покраске.
 
На станке плазменной резки изготавливаются вот такие таблички.
 
Плазменный адрес
Тут в цехе что-то зашумело, я бы даже выразился, зафыркало. Оказывается, это заработал станок плазменной резки. К слову, подобные агрегаты журналисты «СТРОЮ и ремонтирую» видели и на других производствах. Но там «плазма» разрезала листы, можно сказать, на однотонном звуке.
– Это смотря что вырезать, – поясняет Игорь Степанов. – Если лист разрезается просто на стандартные заготовки определенной формы, то и станок работает монотонно. Мы же сейчас делаем адресную табличку. То есть резак сразу вырезает буквы и цифры. К тому же заготовка находится в водяной ванне, чтобы она не перегревалась.
Буквально через пять минут оператор станка Александр Пинтусов вынимает табличку из листа. Она практически без дефектов, остается только зашлифовать, загрунтовать и покрасить.
Кстати, Александр не только оператор, но и специалист по аргоновой сварке. В цехе она применяется для соединения элементов нержавейки. Пинтусов кропотливо, миллиметр за миллиметром, соединяет элементы будущих перил. Шва почти не видно. Однако мастера «Пласт-Хауса» обрабатывают такой шов аж пять раз! В конечном итоге создается впечатление, будто его никогда и не было.
 
 Вензель придает изделию изящность и индивидуальность.
 
15 000 п. м
изделий завод 
производит в месяц.
 
 
200 тонн
металла в год «Пласт-Хаус» превращает в продукцию.