17:21

Мостовик из Воронежа

  1. Новости
Текст: Андрей Забелкин
Фото: Роман Городко, 
из архива Александра Прокофьева
 
Профессор из «большой» России Александр Прокофьев сделал немало важного для того, чтобы некоторые калининградские мосты были приведены в порядок.
 
– Я рад, что знаком с этим человеком. Ведь он помог Калининграду сэкономить сотни миллионов рублей. Да и вообще, еще неизвестно, что было бы с нашими мостами на сегодняшний день, если бы не он, – не единожды говорил глава областного центра Александр Ярошук на встречах с журналистами. И говорил Александр Георгиевич о докторе технических наук, профессоре, почетном дорожнике России Александре Прокофьеве. 
Журналисты «СТРОЮ и ремонтирую» не раз встречали Александра Сергеевича на калининградских мостах. Точнее, даже под мостами, где Прокофьев проводил очередное обследование объекта. Но обстоятельно поговорить с этим неординарным человеком получилось только сейчас. 
– Как меня, воронежца, занесло в Калининград? Да куда меня только не заносило – во многих уголках страны приходилось работать. Но Калининград – отдельная история.
По словам мостовика, еще в 2002-м между дорожным управлением Калининградской области и мэрией возник спор из-за дележа дорожных средств. Город хотел получить половину средств дорожного фонда на строительство новых мостов на Аллее Смелых и улице Суворова. Мол, эти путепроводы находятся в аварийном состоянии, при этом ремонту не подлежат. 
– И меня, как известного в стране эксперта, областные дорожники пригласили провести независимую экспертизу. Причем тайную! – вспоминает Александр Сергеевич. – Чтобы понять, какую максимальную нагрузку мосты могут выдержать, пришлось под покровом ночи загонять на них груженые «КамАЗы». Да и остальные экспертизы я проводил так, чтобы особо не светиться. К чему нужна была такая конспирация? Мосты – это деньги. Новые мосты – огромные деньги. Поэтому здесь замешаны политика, бизнес, власть. Особенно в России. Скажем, в Америке ремонтируют мосты, которым по 100–150 лет, и новые на их месте строить не собираются. Вот из политических соображений я до поры до времени тогда и конспирировался. Но выводы сделал однозначные: путепроводы ремонту подлежат. Что потом жизнь и подтвердила.
Чуть позже Александр Сергеевич по указанию Росавтодора инспектировал в Советске ход ремонтных работ на мосту Королевы Луизы, за что отвечало управление дорожного хозяйства региона. И тут выводы Прокофьева были уже не в пользу областных дорожников. 
Но это все, как говорится, дела давно минувших дней. И про Калининградскую область Прокофьев на десятилетие забыл. Хватало работы и в родном Воронеже, и в других регионах. Однако в Калининград все же тянуло. Только не его самого, а супругу, которая, кстати, работает вместе с Александром Сергеевичем. 
– Говорит, хочу в Калининград! А тут мэрия объявила аукцион на обследование моста на улице Железнодорожной. Заявленная стоимость работ – 800 тысяч рублей. В результате я опускаю цену до 200 тысяч. Чем, можно сказать, убиваю двух зайцев: и желание супруги исполняю, и муниципальные 600 тысяч экономлю, – улыбается профессор.
 
 Мост на Аллее Смелых был торжественно открыт в сентябре 2015 года.
 
Но 600 тысяч – это копейки по сравнению с тем, сколько Прокофьев в результате сэкономил для города. Однако тут, пожалуй, надо кое-что пояснить. В России, разумеется, есть специальные методики по расчету износа путепроводов. На них-то и опирались питерские разработчики, которые предварительно подсчитали, во что обойдется городу ремонт моста на Железнодорожной – в 240 миллионов рублей. И вроде бы к данной сумме ни с юридической, ни с экономической точки зрения не придерешься.
– Но что такое износ? – задается вопросом почетный строитель. – Вот, например, у вас на ботинках подошва износилась. Так ее и надо менять. А в мостах износиться может только асфальтобетонное покрытие. Остальная часть не изнашивается, а лишь подвергается коррозии и подлежит относительно недорогому ремонту. Что я в мэрии и доказывал. Благо, в лице директора МКУ «Городское дорожное строительство» Владимира Свинцова нашел единомышленника. Но были, разумеется, и сторонники питерского проекта. Мы спорили до хрипоты. Такие же диспуты проходили на совещаниях под руководством Александра Ярошука. И мы победили! Правда, немаловажную роль сыграло и то, что у города просто-напросто не было 240 миллионов, а реализация моего проекта обходилась всего в пятьдесят. На деле за счет снижения цены на аукционе и дополнительной экономии вышло еще меньше – тридцать миллионов. 
Также у мэрии Калининграда не было и 520 миллионов. Именно столько насчитали питерские проектировщики за строительство нового моста на Аллее Смелых. Нынешний-то, дескать, изношен так, что ремонту не подлежит.
– Я приведу один пример, – продолжает Прокофьев. – Согласно питерской экспертизе, прочность монолитного бетона под мостом всего пять килограммов на квадратный сантиметр. То есть вот-вот все рухнет. Мы же с комиссией опускаемся в фундаменты, откуда были взяты образцы, и новейшим ультразвуковым прибором выясняем реальную прочность – 550–600 килограммов на квадратный сантиметр. Еще для подтверждения моих выводов мы поставили на мост груженые «КамАЗы» общим весом 140 тонн, а сами под путепроводом замеряли прогибы, которые оказались более чем в пределах нормы. 
Мост на Аллее Смелых был торжественно открыт в сентябре 2015 года. В общей сложности с учетом переноса коммуникаций было потрачено 54 миллиона рублей. То есть все обошлось почти в десять раз дешевле, чем изначально планировалось.
 
 Мост на ул. Железнодорожной. 
 
Через год был отремонтирован еще один калининградский мост – на улице Суворова. Согласно упомянутым методикам износа, изначальный проект реконструкции путепровода оценивался в 500 миллионов рублей. Если же его ремонтировать «по-прокофьевски», то в 60 миллионов. Впрочем, Александр Сергеевич непосредственного отношения к проекту уже не имел, скорее, выступал в роли консультанта-эксперта. Однако его экономные для города методы подхода к делу уже были хорошо освоены муниципальными чиновниками и местными подрядчиками.