14:46

Первая эстакада радикально изменила центр Калининграда

  1. Новости
Текст: Влад Ржевский
Фото: из архива Виктора Якушева, Романа Городко
 
Этот объект был одним из главных пунктов плана по строительству на немецких руинах совершенно нового города, в котором мы сейчас живем. Важность возведения первой эстакады сложно переоценить.  
 
Сталинский проект
О необходимости возведения в бывшем Кенигсберге подобного моста впервые заговорили еще в конце 40-х. Центр города тогда хотели застроить зданиями в сталинском стиле. А вместо двух немецких мостов задумали возвести один большой, причем неразводной и высокий, способный пропускать любые речные суда.
После скоропостижного ухода Сталина во многих сферах жизни начались стремительные изменения. Новый курс вскоре был взят и в градостроительстве. 
При этом от идеи возведения в центре города нового моста не отказались. Только теперь его предлагалось строить немного в стороне. А два старых моста, расположенных на оси нынешнего Ленинского проспекта, планировалось не демонтировать, а реконструировать.
Выразителем идеи стал Владимир Ходаковский, занимавший пост главного архитектора города. Он вообще был за то, чтобы сохранить как можно больше из того, что уцелело от Кенигсберга. Так, говорил, что нужно привести в порядок наиболее уцелевшую западную часть Королевского замка, пристроив к нему «центральное городское здание с трансформирующимся залом». 
Что же касается эстакады, Ходаковский предлагал строить ее ниже по течению Преголи, сделав мост продолжением улицы Серпуховской – там, где два рукава реки сливаются в один. Эта магистраль и должна была принять на себя основной транспортный поток. А Ленпроспекту отводилась роль торгового центра и прогулочного бульвара, доступного только для легковых автомобилей.
Но в итоге победила иная точка зрения. Ходаковский ушел с поста главного архитектора. А московский институт «Гипротрансмост» сделал проект, согласно которому эстакада появилась там, где и высится поныне.
 
Впервые в СССР
К осени 1969 года подготовительный этап завершился. И с 22 сентября 1969-го движение по Ленпроспекту с одного берега Преголи на другой было закрыто. Даже при тогдашней интенсивности движения возникли заторы. Мучиться в них пришлось до 10 декабря 1969-го, когда заработала понтонная переправа через реку, наведенная между улицей Портовой и нынешним Дворцом спорта «Юность».
В Калининграде для мостоотряда №24 первая эстакада была далеко не первым объектом. Ранее его специалисты восстанавливали «берлинку» и 
двухъярусный мост. Но имея богатый опыт, не чурались строительных новинок. А что-то вообще апробировали. Так, при сооружении нашей эстакады на работах по устройству буровых скважин впервые в СССР был применен новый метод бурения. В те дни начальник участка Иван Буганов рассказывал:  «Раньше удержание стенок скважин от обрушения производилось с помощью глинистого раствора, теперь эту операцию выполняем с помощью гидростатического напора, то есть давлением воды. Благодаря новому методу сократилось время бурения и отпали затраты, необходимые для приготовления глинистого раствора».
 
Символ новой жизни
Первую эстакаду торжественно открыли вечером 5 ноября 1972-го. И это был не просто самый большой в Калининграде мост. Это был символ новой жизни. Весомый в прямом и переносном смысле аргумент в пользу того, что на месте бывшего Кенигсберга строится совершенно другой город. И обратной дороги нет.
В рамках этой архитектурной революции возводились тогда уже и другие «точки опоры»: Дом Советов, гостиница «Калининград», Дом быта, кинотеатр «Октябрь», Дворец спорта. Но первым подобным объектом, утверждающим примат нового (нашего, прогрессивного) над старым (чуждым, отжившим), стала именно первая эстакада.
Даже у противников строительства этого моста, когда они впервые поднимались на него, захватывало дух. С высоты эстакады знакомый город выглядел иначе, открывались какие-то непривычные, неожиданные виды, мерещились некие грандиозные перспективы…
 
 
Между первой и второй...
Эстакада не только радикально изменила вид центра города. Она изменила здесь масштаб. Вокруг нее все словно присело, уменьшилось, потерялось. И теперь для архитектурного равновесия рядом и правда напрашивалась громада-доминанта Дома Советов.
Первую эстакаду построили, говоря образно, на вырост. Машин было мало, старые мосты справлялись с транспортным потоком. Вот многим простым горожанам и казалось: с эстакадой стоило повременить. Мол, вместо того, чтобы бросать такие средства и силы на эту махину, лучше бы еще жилых зданий построили…
Однако умные головы думали о будущем. Благодаря тому, что эстакаду построили с большим запасом, еще четверть века мы прожили, не ведая, что это такое – автомобильные пробки. Первые серьезные заторы здесь стали возникать лишь в конце 90-х.
Между тем и их могло не быть. Ведь еще не закончилось строительство первой эстакады, как уже начали делать проект второго моста через Преголю. «Автомобильное движение с годами будет возрастать, и существующих мостов станет недостаточно для того, чтобы в полной мере удовлетворить потребности города. Поэтому решено строить еще один мост через реку», – поделился с горожанами в октябре 1972-го градостроительными планами тогдашний главный архитектор Калининграда Юрий Покровский.
Но так уж вышло, что возведение второго моста началось лишь в 1985 году. И не там, где следовало бы. Изначальная идея соединить этим мостовым переходом Литовский вал и Аллею Смелых была явно удачнее, чем вариант ул. Дзержинского – 9 Апреля. К тому же через остров новую магистраль сперва хотели проложить по насыпной дамбе. Однако она не получалась – все, что там насыпали, уходило в зыбкую почву. В результате проект пришлось переделать, заменив дамбу эстакадой. Когда же переделали проект, не стало денег на строительство. И достроили его лишь в декабре 2011-го.
Правда, в полном объеме проект второй эстакады и сегодня все еще не завершен. Но это уже другая история.