Основная цель
Еще в июле 2009 года в администрации Калининграда назвали объекты, которые попали в федеральную целевую программу (ФЦП) развития Калининградской области на период до 2014 года (позже ее продлили до 2015 года). В этом перечне оказалась и набережная Адмирала Трибуца. Основной целью проекта было берегоукрепление и берегозащита территории от подтопления и разрушения, то есть создание серьезного гидротехнического сооружения для защиты берегов Преголи. По заказу администрации Калининграда компания «Ампир» разработала проектно-сметную документацию, и в конце 2011 года проект был представлен на суд общественности.
Неудачный старт
Приступить к реализации проекта планировали в 2012 году, по контракту набережную должны были ввести в эксплуатацию летом 2015 года.
Однако большая стройка началась неудачно – с двух отмененных аукционов и жалоб участников конкурсов. В итоге в августе 2013 года подрядчиком стала организация ОАО «Мосинжстрой». Но она не смогла ликвидировать отставание. Из-за низких объемов выполненных работ весной 2014 года контракт с ней пришлось расторгнуть.
В мае подрядчиком стала компания ООО «Юггазнефтеснаб», которая и реконструировала большую часть набережной. Ее торжественно открыли в мае 2015 года. Вторую часть проекта реализовала строительная компания «БСК». Перед ней поставили жесткие условия: строительно-монтажные работы должны быть завершены не позднее 15 декабря 2015 года. Но летом на одном из участков набережной работы были приостановлены на полгода. Произошло это не по вине подрядчика, а из-за аварийного состояния дома №70 на Московском проспекте. Высотка пошла трещинами после землетрясения 2004 года, а рытье котлована у нее под боком и забивка свай могли подписать дому смертельный приговор. Однако решение нашлось.
– Проектировщики разработали техническое решение, позволяющее завершить этот участок набережной без вреда для аварийного дома и придать ему тот внешний вид, который изначально был предусмотрен проектом, – рассказал глава Калининграда Александр Ярошук.
Важные решения
Сохранив общую концепцию, строителям тем не менее пришлось изменить конструктив смотровой площадки со спусками к воде.
Также представитель «Юггазнефтеснаба» Алексей Ветров пожаловался на стесненность строительной площадки. Мало того, при забивке металлического шпунта рабочим часто попадаются еще немецкие деревянные причалы. Уже на финишной прямой, чтобы успеть завершить облицовку набережной гранитом, строителям пришлось установить специальный шатер.
– Внутри него теплопушками нагнетался горячий воздух, позволяющий поддерживать необходимую для работы с гранитом температуру, – объяснил главный инженер компании «БСК» Игорь Беляев.
Знаковый объект
Ввод реконструированной набережной, оформленной в морском стиле, состоялся в марте 2016 года. Город и его жители получили пешеходный променад, уложенный клинкерной плиткой, которую поставила компания «ТД Хатей». Симпатичные скамейки и урны, детская площадка, лестничный спуск, три лестничных перехода с пандусами, электрический подъемник для маломобильных групп населения, зона отдыха, 17 смотровых площадок, причал для маломерных судов, велосипедная дорожка длиной 689 метров, проезд для спецтранспорта, озеленение. Парапет подпорной стенки высотой 1,2 метра здесь отделан гранитом и стилизован металлическими ограждениями, а освещают набережную уличные фонари-«альбатросы». Между домом №60 на Московском проспекте и территорией памятника морякам-балтийцам обустроена парковка на 30 автомобилей. Объект уже взят на обслуживание и охрану.
Продолжение следует
Однако с вводом набережной работы не завершатся. В районе детской поликлиники планируется построить пандус для мамочек с колясками, а на пересечении набережной с улицей Грига – дополнительный спуск для маломобильных групп. Городские власти обещали уже в этом году привести в порядок проезд вдоль жилых домов, а до 2018 года – и сами многоэтажки. Их внешний вид резко диссонирует с обновленными берегами Преголи. Уже есть проектное решение, как обновить фасады зданий вдоль реки. Сделать это необходимо не только в связи с приближающимся чемпионатом мира по футболу – утепление и ремонт фасадов домов продлят срок их эксплуатации.
Анатолий
Кузняк,
главный архитектор компании «Ампир»:
– Основной задачей проекта стала разработка берегоукрепительных сооружений на почти двухкилометровом отрезке с перекладкой инженерных сетей и благоустройством территории. Сложная и инженерно, и архитектурно. Требовались перекладка сетей в ограниченном пространстве, возведение подпорных стенок, забивка шпунтов, но при этом оригинальные архитектурные решения. Но нам удалось решить все поставленные задачи, и сегодня набережная Адмирала Трибуца становится только лучше. Ночью эта светящаяся линия красиво отражается в воде, а днем здесь резвятся дети, гуляют мамы с колясками, старики отдыхают на лавочках. Набережная Адмирала Трибуца уже вошла в историю города, стала его частью.