текст: Денис Дунаевский фото: из архива дома-музея Брахерта, Роман Городко
Денис
Дунаевский, историк.
«Воспоминание о Восточной Пруссии» — так называлась последняя работа штутгартского скульптора Германа Брахерта, сделанная на закате его жизни в 1970-м. Женский образ напоминает о годах, полных творчества и идей, которые он провел в Кенигсберге. Сегодня статуя установлена перед входом в музей Восточной Пруссии в Люнебурге. Мы же, к нашей удаче, можем видеть работы одного из самых значительных прусских художников не только в его доме-музее недалеко от Светлогорска, но и на улицах Калининграда. Пусть немного, но они все же сохранились.
Немного истории
В 1919 году молодой скульптор вместе с женой, немецкой дворянкой из Петербурга, приезжает в Кенигсберг по приглашению Школы искусств и ремесел, где получает класс скульптуры и ювелирного искусства, а также профессорский статус.
После Первой мировой войны, периода тяжелых потрясений, приходит время новых начинаний, появляются ар-деко, баухауз и «новая вещественность» — настоящая революция в творческом мире! Будучи на гребне волны «золотых двадцатых», Герман Брахерт знакомится с архитектором Хансом Хоппом, и они образовывают мощнейший тандем, вместе преображая центр Кенигсберга в духе конструктивизма. Каждое строение, созданное Хоппом, украшают скульптуры и рельефы Брахерта: «Фортуна и Гермес» на здании магистрата (ныне мэрия Калининграда); фигуры на фасадах ресторана Немецкой восточной ярмарки, Дома техники (сейчас ТЦ «Эпицентр») и здания рядом с женским ремесленным училищем (Дом офицеров Балтийского флота). Кроме этого, Брахерт создает «Хроноса на трех несущихся лошадях» для Главного вокзала (Южный вокзал), оформляет портал Земельного финансового управления (здание областного правительства). Из всего этого «городского творчества» сохранились лишь единицы — фигуры на фасаде ТЦ «Эпицентр» и портал на ул. Д. Донского, 1.
Дом Брахерта в пос. Отрадном сохранился практически без изменений до наших дней. Сегодня здесь находится музей.
К морю, от суеты
Куда больше работ Брахерта можно видеть в пос. Отрадном, что под Светлогорском. Сюда, в свой маленький домик в Георгенсвальде под Раушеном, Герман Брахерт переехал в 1933 году, как только к власти пришли «коричневые массы». Брахерт и его друг Хопп в одночасье лишились милости властей и всех городских заказов. Рядом со своим домом у моря скульптор построил мастерскую, где продуктивно работал до ноября 1944 года, когда он вместе с семьей переехал на юг Германии, предварительно выслав по почте часть изваяний, которые были в доме. Но, к счастью для нас, далеко не все. В Отрадном вас и сегодня ждут «Девушки с янтарем», «Рыбак и русалка», «Несущая воду» и др. Многие работы вернулись в старый дом уже после войны, музею их передал сын скульптора Томас.
Сегодня дом-музей Брахерта в поселке Отрадном (он создан в 1993 году) обладает самой обширной коллекцией его работ. Дом в Шлайтдорфе под Штутгартом, в котором скульптор жил после войны, был недавно снесен, и теперь домик в Отрадном — единственное сохранившееся место, где знаменитый мастер жил и работал.
Рельефы с фасада здания катушечной фабрики в Кенигсберге (находилась на территории вагонзавода), 1923 год. В 2001-м перенесены в Отрадное.
Основой творчества Брахерта всегда были образы человека: это и хрупкие девочки, и античные девы, нимфы, рыбаки, рабочие... Через них он пытался выразить суть различных вещей, ремесел и эмоций.
«Несущая воду»