14:54

Число калининградских больниц и поликлиник сократится вдвое

  1. Новости
В марте 2014 года региональный минздрав разослал по калининградским медучреждениям список из 24 больниц и поликлиник. После объединения их должно было стать 10, что, по замыслу чиновников, должно помочь сэкономить средства. От главврачей потребовали предоставить расчёты.
 
По словам зампреда правительства Алексея Силанова, чтобы обеспечить доступность и качество медпомощи, необходима концентрация ресурсов. Силанов привёл в пример объединение детских поликлиник №3 на ул. Огарёва и №2 на ул. Леонова: мол, сократим административно-управленческий аппарат, получим экономию − около 1 млн. руб. в год, при этом набор услуг сохраним, нагрузки на врачей не возрастут...

Беспокоится не только население. Просчитав экономическую выгоду от объединения медучреждений, руководители многих больниц прослезились: у кого-то она копеечная, у других и вовсе убытки. Некоторые управленцы считают объединение благом, другие уверены: сэкономить, не потеряв в доступности и качестве медуслуг, невозможно.

Волна подобных реформ прокатилась уже по всей стране, но, в отличие от других регионов, калининградский минздрав не торопится подробно объяснить суть грядущих перемен. Гробовое молчание с Дмитрия Донского,1, заставляет нервничать и докторов, и пациентов.  

Ни экономии, ни прибыли

Роддом № 1 на ул. Клинической планировали объединить с городской женской консультацией на ул. Пионерской.

− За счёт сокращения управленцев много не сэкономишь, − поделился мнением юрист консультации Олег Сурков. − В учреждениях одного профиля совпадают виды лицензированной деятельности − наверняка сократят ставки врачей одной и той же специализации. Число пациентов останется прежним, а "пропускная способность" сократится. Уязвимыми окажутся больницы и поликлиники, которые хуже оснащены − скорее всего, в одном юрлице не будет двух лабораторий или физиокабинетов.  

В роддоме № 1 дали сдержанные комментарии: оба медучреждения представили в минздрав экономические выкладки, которые однозначно говорят о нецелесообразности такого объединения.

К городской поликлинике №1 на ул. Невского, возможно, присоединят поликлинику №5 на ул. Краснопрудной. По мнению главврача поликлиники №1 Бориса Карасёва, в этом нет ничего плохого ни для медперсонала, ни для пациентов.

− Врачи поликлиники №5 останутся на своих местах, изменится лишь статус медучреждения. А вот лаборатория маленькой поликлинике ни к чему − она дорога в обслуживании. Думаю, будет разумно сократить лишний персонал, сделать общую лабораторию, − говорит Борис Игоревич.

Планировалось объединить детские поликлиники №4 на ул. Садовой и №5 на  Дзержинского. По словам главврача 4-й поликлиники Ирины Кузнецовой, экономия небольшая − медучреждения решили не объединять. Избежали этой участи и поликлиника № 3 с Центральной городской клинической больницей, об этом сообщил главврач ЦГБ Сергей Куликов.

За семь вёрст

Много лет остро стоял вопрос о недостаточной медпомощи в пос. Космодемьянского. Здесь более 9000 взрослых и 2100 детей. В последние годы ситуация наладилась, поэтому новость о возможном объединении поликлиники № 4 на ул. Алданской с городской больницей № 1 на Чапаева персонал учреждений не обрадовала.

− Кто и как просчитывал экономику − я не знаю, − говорит Григорий Мельников, главврач 4-й поликлиники. − На сокращении управленцев мы можем сэкономить максимум миллион  рублей в год, это совсем немного, ведь для нормальной работы поликлиники требуется 2,5 миллиона в месяц. Если наша поликлиника станет филиалом горбольницы, сократят главврача, бухгалтерию, всё равно кто-то будет исполнять эти функции и за это нужно будет платить. Затрат потребует и сам процесс реорганизации − экономия сведётся почти к нулю. Если поставят цель сэкономить больше − пострадают качество медуслуг и их доступность. Например, сейчас у нас есть всё необходимое для местного населения − физиопрцедуры, массаж, прививочный кабинет, УЗИ, дневной стационар, лаборатория, принимают гинеколог и кардиолог. После объединения часть этих служб сократят, оставив их в больнице на Чапаева.
 
Жителям Космодемьянского придётся чаще ездить в городскую больницу № 1 − это далеко и неудобно. Содержать всех узких специалистов нашей поликлинике невыгодно, поэтому взрослых мы направляем в диагностический центр областной больницы, детей − в ДОБ. Это всего 15% от общего числа обратившихся − затраты для нас небольшие. При объединении  эти расходы  никуда не денутся: людей всё равно будут отправлять на консультации в другие медучреждения. 1-й горбольнице придётся набирать педиатров и получать новые лицензии, так как здесь никогда не принимали детей. Это время и деньги. То есть фактически объединение ничего не сэкономит, не принесёт прибыли, но лишит людей ряда медицинских услуг, которые они могли получать рядом с домом. Я считаю, что это объединение ради объединения...

Нельзя закрывать Дом ребёнка!

Для медперсонала трёх психиатрических больниц области (№ 2, 3, 4) перспектива объединения туманна. Главврач психиатрической больницы № 3, расположенной в пос. Домново Правдинского района, Ольга Родионова говорит, что от них минздрав не требовал никаких расчётов.

− Что будет завтра − неизвестно, − говорит Ольга Юрьевна. − Предложений об объединении нам не поступало, но родственники пациентов уже в панике. Психически больные с хроническими заболеваниями должны однозначно находиться за городом. У нас по всем параметрам одна из лучших больниц, в минздраве сказали, что нас надо сохранять, но чтобы соответствовать "дорожной карте", придётся сократить главврача и главбуха. Ради объединения сократить две штатные единицы и ездить за 100 километров − разве это целесообразно?! Заведующий филиалом всё равно останется, не бесплатно же он будет работать!

Болезненно воспринимает реорганизацию главврач специализированного дома ребёнка №1 Светлана Федосеенко, проработавшая здесь почти 30 лет. Дом ребёнка для умирающих и тяжелобольных детей находится в Советске, его хотят присоединить к аналогичному калининградскому учреждению.

− Если бы мы находились на одной территории, такое слияние можно было бы понять, − говорит Светлана Федосеенко. − Но мы за 100 км от Калининграда! Распоряжений пока нет, но нам сказали, что детей перевезут в Калининград, и наше учреждение закроют. Я думаю, что некоторые дети не переживут переезда. Большую часть медперсонала, который мы обучали годами, уволят. Сейчас работает 82 человека, из них 56 − высококвалифицированные медики. Для детей прекрасные условия. У нас побывала Елизавета Глинка, знаменитая  доктор Лиза, она поразилась насколько у нас хороший уход. Койки на 100% не заполнены, но в цивилизованных странах к этому стремятся - не может детской медициной руководить только экономика! Кроме того, по закону, ухудшать условия жизни детей нельзя. Не рекомендуется даже переводить персонал из одной группы в другую.

Лолита Отинова, главврач калининградского Дома ребёнка, тоже считает, что закрывать дом ребёнка в Советске нельзя. Нужно решать проблемы брошенных детей не с экономической, а с морально-этической точки зрения.

Управленцев слишком много

Директор Фонда ОМС Калининградской области Виктор Анохин:
 
− К процессу объединения фонд отношения не имеет, но могу сказать одно − объём финансирования медучреждений не уменьшится. На мой взгляд, у нас финансовые средства "размазываются" на административно-хозяйственный аппарат, который даже в небольших медучреждениях сильно раздут. Уменьшится число управленцев, их замов, работников хозчасти, больше будут получать врачи. Все медики останутся на своих местах, доступность медуслуг останется прежней. Если где-то закроют лаборатории, не страшно − сейчас они работают не в полном объёме. Забор анализов всё равно будут делать «по старым адресам», зато будет экономия − вместо ста анализов на этих же реактивах можно будет сделать тысячу.