Новости
05.12.2017
08:30

Ипотека и услуги ЖКХ — проблемные точки для россиян

Как взять ипотеку и не разориться? И можно ли справиться с долгами по оплате услуг ЖКХ? А если вы дольщик, то каким образом не допустить конфликта с застройщиком? Эти и другие темы по защите прав потребителей обсуждали в Калининградской общественной палате в ходе круглого стола на тему "Повышение финансовой грамотности и защиты прав потребителей — владельцев и арендаторов жилья".

Участие в круглом столе приняли экспертная группа проекта Жилфин.рф и его руководитель Антон Табах, доцент МГУ им. Ломоносова и Высшей школы экономики.
 
"Сегодня мы хотим обсудить темы поведения граждан на рынке ЖКХ и ипотечном рынке. В первой тройке проблемных услуг всегда есть ЖКХ и ипотека. Потому что жилищно-коммунальные услуги платят все, а ипотека часто самый большой платёж у человека, — отметил эксперт. — И если возникают проблемы, то тут действует один принцип: чем раньше ты начнёшь заниматься этой проблемой, тем дешевле тебе это обойдётся".
 
По словам Табаха, население не всегда проявляет сознательность, когда берёт ипотеку, рассчитывая на оптимистичные прогнозы банкиров.
 
"И это самая большая ошибка. Люди берут слишком большие кредиты, рассчитывая на позитивные прогнозы, а потом либо платят непосильный кредит, либо уходят в просрочку. Самое главное — думать головой, не на рекламу смотреть, а считать, просчитывать сценарии. И если сценарий пошёл негативный, то разговаривать с банком, решать эту проблему до того, как придут коллекторы и будут решать проблему за тебя. Лучше заранее договариваться с банком о кредитных каникулах, реструктуризации, чем допускать просрочку", — отметил Табах.
 
Помочь гражданам может обычное финансовое просвещение. Эксперт привёл в пример Южную Африку — жители этой страны тоже брали огромные ипотечные кредиты, а потом оказывались в долговой яме. Сегодня, перед тем как взять ипотеку, банк предоставляет им возможность прослушать курсы по финансовой грамотности. И как показывают исследования, после курсов заёмщики уже не совершают крупных ошибок.
 
Ещё одна проблема — оплата услуг ЖКХ. Люди накапливают задолженность, а потом "прячут голову в песок", не зная, что делать дальше, отмечают эксперты.
 
"Не все понимают, что оплата услуг ЖКХ — это обязательная расходная часть семейного бюджета. Не все ассоциируют семейный бюджет с бюджетом многоквартирного дома. Это большая сложность — социальное сообщество должно понимать, что это взаимозависимая конструкция", — отметила глава Общественной палаты региона, директор Центра жилищного просвещения Ольга Аринцева.
 
Пускать задолженность на самотёк нельзя. Сегодня многие управляющие компании готовы идти навстречу должникам и растягивать выплаты, говорит Антон Табах.
 
"Люди запускают проблему, она становится нерешаемой. А когда они приходят за субсидией, выясняется, что пока есть задолженность, нельзя получить субсидию, — говорит эксперт. — Сегодня мы активно работаем по повышению грамотности старших дома и активных жильцов. Разработаны материалы, которые при разумном использовании могут позволить людям действовать грамотно".
 
Задолженности граждан по жилищно-коммунальному сектору эксперты связывают в первую очередь с непрозрачностью тарифов и навязыванию услуг. 

"Людям важно понимать, за что они платят, непрозрачность рождает недоверие ко всему сектору, поэтому мы считаем, что необходимо просвещать людей в этом вопросе, так как эта тема касается каждого. Калининград одним из первых ещё в 2013 году инициировал проект по повышению финансовой грамотности в сфере ЖКХ. Выпускники теперь сами проводят занятия и тренинги, сотрудничают с представителями управляющих компаний и жильцов", — рассказала Аринцева. 
 
Завершился круглый стол беседой, в которой калининградцы смогли рассказать о своём опыте по работе с населением.

"Мы нашли точки соприкосновения с населением — с 2013 года работает телефон горячей линии, недавно в центре финансовой грамотности появилась возможность получить бесплатную юридическую консультацию", — рассказал заместитель министра финансов Калининградской области Анатолий Горкин.

К опыту экспертов западного региона прислушались участники круглого стола. Они сформировали рекомендации от региональных представителей сферы жилищно-коммунальных услуг для федеральных законодателей и органов исполнительной власти. 
 
Сегодня калининградцам доступны курсы для повышения финансовой грамотности.
 
 
Материал подготовлен в рамках проекта Минфина России "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации". 
Дополнительная информация — по телефону горячей линии (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 и на сайте fingram39.ru.