14:20

Хозяева положения: как правильно вести личный бюджет

  1. Новости
Вы зарабатываете деньги, а к концу месяца не знаете, куда делась вся зарплата? Подумайте, кто контролирует ситуацию – вы деньги или деньги вас. Понять это поможет грамотное ведение личного и семейного бюджета.

Ведём учёт расходов

При правильном ведении бюджета вы не только сможете определить, сколько денег тратите на повседневные нужды, но и понять, есть ли у вас импульсивные траты. Вы увидите всю структуру ваших расходов и поймёте, на чём можно безболезненно сэкономить. И, наконец, научитесь откладывать деньги – даже если кажется, что их совсем немного. 
 
Итак, с чего начать? С учёта доходов и расходов! Заведите привычку каждый день записывать свои расходы и уже через месяц вы увидите, на что уходят заработанные средства. Сегодня в интернете можно найти множество программ по ведению семейного бюджета. Можно и просто записывать траты в тетрадку, в файл на компьютере — здесь дело исключительно в удобстве каждого. Фокус в том, чтобы ежедневно записывать все свои траты. Разделите их на категории — "еда", "транспорт", "одежда" и прочее. И уже в конце месяца вы поймете, как это удобно – знать, на что уходят ваши деньги.
 
"Я перепробовала несколько готовых компьютерных программ для ведения бюджета. А в итоге остановилась на обычной таблице в Exсel, которую сама и сделала, - рассказывает Юлия, жительница Калининграда. - Суть в том, чтобы скрупулезно записывать все свои доходы и расходы. Здесь нужна дисциплина. Даже если ты просто проехала на трамвае – не забудь записать 18 рублей в графу "транспорт". Сначала постоянно забывала, а потом привыкла".
 
Уже через пару месяцев результаты удивили девушку. Оказывается, на кафе уходит почти столько же, сколько на покупку еды в магазине. Кофе из автомата, ненужные журналы, слишком частые поездки на такси – эти траты Юлия определила как ненужные и решила на них экономить.
 
"Теперь мне даже нравится: в конце месяца сажусь и начинаю подсчитывать, сколько на что ушло. И думаю, на чём можно сэкономить. Как выяснилось, "львиную долю" доходов я трачу на одежду, такси, кафе – эти пункты нуждаются в коррекции в сторону уменьшения", – говорит девушка. 
 
Наверняка и в вашей таблице расходов найдутся категории, которые можно безболезненно подвергнуть коррекции. А сэкономленные средства направить в накопление.

По словам калининградского бизнес-консультанта Олега Скворцова, одна из статей расходов, которую вполне можно урезать — это еда. Это даже не экономия, а рациональное использование средств. Просто перестаёшь ходить в магазин голодным и сгребать с полок всё подряд.
 
"Сегодня есть специальные программы, в том числе и для смартфонов, например "Купи батон", - говорит бизнес-консультант. - Вы составляете список в программе и покупаете в магазине только те продукты, которые есть в списке. Можно поставить цель: за неделю на продукты тратить 2,5-3 тысячи рублей. Посмотреть, сколько вы тратили до этого, и разницу откладывать в накопления".
 
Расходы на еду лучше контролировать еженедельно. Например, вы решили тратить на продукты шесть тысяч рублей в месяц. И лучше распределить эту сумму так: полторы тысячи рублей в неделю. Иначе есть риск, что основную сумму вы потратите ещё в начале месяца, а потом будете жить впроголодь.
Благодаря таблице расходов вы увидите свои импульсивные траты. И они тоже вполне  подвержены сокращению. Помните, это вы должны контролировать деньги, а не они вас!

Метод конвертов

Но одного только ведения таблицы доходов-расходов недостаточно. Нужно ещё и грамотно совершать траты. Получив зарплату, разделите её по категориям: еда, квартплата, связь, автомобиль, одежда, развлечения и прочее. Сразу отложите необходимые суммы в отдельные конверты, шкатулки, коробочки. Так называемый "метод конвертов" использовали ещё наши бабушки и мамы, то есть он проверен временем и работает. Идея в том, чтобы каждый раз, собираясь потратить деньги, вы брали их из соответствующего конверта. Если деньги закончатся в конверте "Одежда", придётся подождать до следующего месяца. А если не хватает в конверте "Еда", можно взять деньги из другого конверта. Но в конце месяца обязательно проанализируете, почему вам не хватило средств. И не забудьте про конверт "Резервный фонд семьи", где будут копиться деньги на лекарства, ремонт техники, средства на жизнь в случае увольнения.
 
Оставшиеся в конверте деньги в конце месяца можно отложить в накопления или потратить – и здесь всё зависит от ваших финансовых целей.
 
Разные финансовые эксперты советуют различные методики разделения своих доходов. Кто-то рекомендует распределить их на три больших "конверта": 50% средств направить на необходимое — продукты, оплату жилья, транспорт. 30% -  на не очень нужные, но очень желанные траты – красивую одежду, кино, концерты, книги, хобби и пр. И 20% направить на сбережения.
 
Предлагается и другое процентное соотношение. Например, 60% на текущие расходы, а остальные доходы делить по 10% - на накопления, долгосрочные покупки, развлечения.
 
Однако все единодушно напоминают о необходимости делать сбережения. Сделайте своей финансовой привычкой откладывать 10-20% своего дохода. И не тратьте эти деньги. И тогда вам будут не страшны финансовые потрясения. Только помните: сначала откладываем, а только потом тратим. Иначе к концу месяца может оказаться, что тратить-то и нечего. Для накоплений логично открыть счёт в банке, лучше всего депозит без возможности снятия наличных.

Ставим цель

Чтобы вести бюджет было не так грустно, поставьте перед собой вменяемую цель. Например, накопить на ремонт 100 тысяч в течение года или купить автомобиль. Урезая свои расходы, вы будете знать, зачем вы это делаете.
 
Возможно, вашей целью станет не просто накопление средств, а изменение своих финансовых привычек. Например, вы можете решить, что хотите тратить меньше, чем зарабатывать.
 
Начните с малого и действуйте – и тогда уже скоро вы поймете, что денег в вашей жизни становится больше!

 
Материал подготовлен в рамках Проекта Минфина России "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации".
 
Дополнительная информация по телефону горячей линии (звонок бесплатный): 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru