12:14

"Верни долг, не то закопаем!": что делать при угрозах коллекторов

  1. Новости
В последнее время уровень доходов населения падает, и всё чаще россияне не могут платить по кредитам. Поэтому многим приходится сталкиваться с коллекторами. И порой такое знакомство приводит к кошмару: ночным звонкам,  угрозам, порче имущества, а в особо тяжёлых случаях — и доведению до самоубийства. Как общаться с такими коллекторами и можно ли в принципе найти на них управу, рассуждают эксперты. 

Триллер по-русски

Количество жалоб на действия коллекторов растёт с каждым днём. Сегодня на рассмотрении в МВД находятся тысячи заявлений от россиян. Уголовных дел возбуждено меньше, порядка трёхсот.
 
— Из-за кризиса люди стали беднее, наблюдается рост просроченных кредитов, которые уже трудно погасить, а сама сфера взыскания не урегулирована, — разъясняет председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин на сайте организации.
 
По его словам, общение с коллекторами часто напоминает триллер. Они настойчиво звонят, причём не только должнику, но и его родственникам, угрожают расправой, отъёмом имущества, запугивают людей. В Санкт-Петербурге школьница выпрыгнула из окна. Она чудом осталась жива. Выяснилось, что семья снимала квартиру, у хозяйки которой были долги. Регулярными звонками коллекторы просто запугали ребёнка. Говорят, что звонки продолжились и после инцидента. На Урале после общения с коллекторами должник скончался, добавил Янин.
 
Оскорбительные надписи в подъезде, клей в замочной скважине, ночные звонки и угрозы — с этим сталкивались и многие калининградцы-должники. Люди обнаруживают в своих подъездах порнографические плакаты, оскорбительные надписи. Недавно одного такого коллектора задержали. Он изрезал обшивку двери должницы, приклеил листок с надписью "Крыса! Верни долг!", залил дверь клеем и сломал почтовый ящик. 
 
Жители Светлогорска подали сразу несколько заявлений в полицию из-за угроз коллекторов. Женщина сообщила, что получает на мобильный телефон сообщения с оскорблениями, звонки с угрозами расправы. А мужчину, у которого есть кредит в этом же банке, и вовсе обещали "закопать в лесу". Коллекторы Балтийска пошли дальше и "заминировали" местную школу, пытаясь таким образом заставить сотрудника, имеющего долг, расплатиться с ними. Год назад в Калининграде коллекторы порезали шины на автомобиле должника, а когда мужчина попытался скрыться, обстреляли машину из травматического пистолета.  Сначала в возбуждении уголовного дела мужчине-должнику было отказано. Проверку начали лишь после повторного обращения.

— Коллекторы наседают на тех, в ком чувствуют слабость, сильного они трогать не будут, — говорит юрист Олег Ефимов. — Давят через родственников, родителям звонят, бабушкам, угрожают, заставляют заплатить. Там работают, с моей точки зрения, ущербные люди, которые почувствовали какую-то мелочную власть и получают удовольствие от того, что изводят людей. Нормальный человек там работать не будет.

Коллекторы заходят в дом? Звоните в полицию!

Юристы уверены: пускать на самотёк эти факты нельзя. На коллекторов можно и нужно жаловаться.
 
— Любые жалобы на коллекторов надо направлять в органы внутренних дел, — говорит адвокат Антон Самоха. — Как правило, действия коллекторов подпадают под вымогательство, порчу чужого имущества либо под распространение клеветы. Это три основных состава, которые потом довольно успешно в суде рассматриваются. Умные коллекторы этой грани не пересекают.
 
Если вам угрожают по телефону, записывайте звонки и обращайтесь в полицию, говорит Ефимов. Донимают звонками — вносите номера коллекторов в "чёрный список" или вообще меняйте номер. Есть программы, которые блокируют их звонки, например, "Антиколлектор" для смартфонов.
 
Испортили подъезд или угрожают лично — опять-таки пишите заявление в полицию и прокуратуру. Если коллекторы откровенно вымогают деньги, обращайтесь в Следственный комитет. 
 
А если они явятся к вам домой? Пускать коллекторов в квартиру ни в коем случае нельзя, говорят юристы. Лучше сразу вызывать полицию.
 
— Они не имеют права заходить в квартиру. Если хотя бы ручку двери тронули, надо звонить в полицию и говорить, что какие-то нехорошие люди пытаются вломиться в ваше жилище, — объясняет Ефимов. 
 
— Я помню случай, когда работник коллекторского агентства применил физическую силу, зашёл в квартиру, когда там отказались платить долг. И он сел на восемь лет за разбойное нападение, — говорит Самоха.
 
— Выясните у коллекторов, какую компанию они представляют и на основании чего беспокоят вас. Если у банка с коллекторами заключён лишь агентский договор, разговаривать с ними совершенно не о чем и незачем. Агентский договор, по сути, всего лишь наделяет коллекторов полномочиями проинформировать вас о наличии задолженности. В этом случае на все звонки коллекторов отвечайте: "Все вопросы через суд" и вешайте трубку, — советуют юристы портала "Кредитный адвокат"
 
Здесь отмечают также, что при угрозах нужно составить заявление в банк о нарушении правил обработки персональных данных и об отзыве согласия на их обработку. Если персональные данные неправомерно используются, обращайтесь также в Роскомнадзор.
 
— Практика показывает, что одного этого документа зачастую достаточно, чтобы значительно уменьшить "наезды" со стороны коллекторов, — пишут юристы.
И уж совсем смешными являются угрозы коллекторов лишить вас имущества.
 
— Единственным уполномоченным лицом, которое может применять к должнику какие-то санкции, является Служба судебных приставов. Никто другой такими полномочиями не обладает, — говорит Самоха. — Приставы могут наложить арест, организовать розыск до суда, перекрыть выезд за границу. Коллектор может попросить заплатить долг, но какие-то санкции он применить не имеет права. Он никто для этого.
 
А вот если вас коллекторы "всего лишь" оскорбляют, то сделать что-либо сложно. Принцип "нет тела — нет дела" в данном случае работает против вас. Полиция заниматься этим, скорее всего, не будет. В ряде случаев можно привлечь коллекторов за клевету, однако доказать это не так просто. Это проблемный вопрос, который так до конца и не решён, говорят эксперты.  
 
— Нужно предложить коллекторам общаться с вами только в письменной форме. Предупредите своих близких, чтобы они не боялись, если им будут звонить коллекторы, — предупреждают в КонфОП. — Если люди не были поручителями по кредиту, то общение с ними в данном случае незаконно. Также не забывайте, что с 1 октября у заёмщиков с серьёзными материальными трудностями есть возможность закрыть диалог с коллектором. Для этого надо подать в арбитражный суд заявление о банкротстве. 
 
Помните, что коллекторы не имеют права угрожать вам и вашим родственникам, звонить на работу и рассказывать о долгах, оскорблять, проходить в квартиру, а также не представляться и не называть компанию, в которой они работают.

Наказать в суде

По словам Янина, закона, который регламентировал бы работу коллекторов, до сих пор нет.
 
— У нас есть только два документа, которые ограничивают деятельность коллекторов. Это Уголовный кодекс и закон "О потребительском кредите", — отмечает глава КонфОП. — В Уголовном кодексе есть несколько статей, которые можно применить к распоясавшимся взыскателям: "Самоуправство", "Вымогательство", "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью", "Доведение до самоубийства".
 
Закон о потребительском кредите запрещает коллекторам звонить в ночное время. И обязывает их давать точные данные для связи, уточняет Янин.
 
Пока есть лишь единичные случаи, когда суд становился на сторону должника и наказывал коллекторов или банк. В Оренбурге заёмщица получила компенсацию от банка из-за того, что он передал её персональные данные коллекторам. А недавно и одному калининградцу удалось засудить коллекторскую фирму, незаконно получившую его данные. Как выяснилось, банк передал их некоему ООО, тогда как по кредитному договору делать этого не имел права. Отсудить получилось лишь пять тысяч рублей, но здесь главное прецедент.
 
Деятельность коллекторов нуждается в настоящем регулировании, полумеры здесь не помогут, уверены эксперты. Ну а лучший способ "борьбы" с коллекторами — не встречаться с ними: вовремя платить по долгам, а в идеале вообще отказаться от кредитов.
 
 
Материал подготовлен в рамках Проекта Минфина России "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации". 
 
Дополнительная информация по телефону горячей линии (звонок бесплатный): 8-800-555-85-39, +7(4012) 988-233 или на сайте fingram39.ru