Возвращение "Гаваны"
Тренд обозначился, как минимум, двумя схожими примерами. Поменялись собственники (и вместе с этим произошла некая трансформация «премиальных» характеристик) у ресторана «Ля Кафе» (бывший ресторан «Гавана») и у клуба «Универсал», включающего кафе «Заря», кинотеатр, клуб, ресторан и казино. (При этом некоторые «люксовые» зубры и вовсе закрылись. Так, объявлена ликвидация бутиков «Леонардо» и «Ла Скала»).
Комментируя факт продажи, бывший владелец «Гаваны» Евгений Петривный высказал не новую мысль о том, что прогнозируемую доходность имеет бизнес, который стоит ближе к народу.
- Когда появились признаки кризиса, было уже понятно, что такой формат, который был у «Ля кафе», не жизнеспособен, - говорит Петривный. - Потом пришли покупатели, которые имели концепцию, связанную с покерным клубом. Сам я в игорном бизнесе не разбираюсь, поэтому не хотел этим заниматься. Собственно, я и не ресторатор, но последние два месяца стали для кафе абсолютно убыточными. Я понимал, что надо менять формат. Но мы только сделали новый интерьер, и предложение покерного клуба как раз подходило. Кстати, я порекомендовал новым владельцам вернуться к названию и формату «Гавана». Что касается премиум-класса, то опыт показывает, что высокий ценник в Калининграде не работает, особенно сейчас. В Европе ресторан со звездами Мишлен стоит дешевле, чем у нас Dolce Vita. Если премиум-класс и имеет право на существование, то его должно быть очень мало и очень высокого качества. У нас же элементарная проблема с продуктами. Возить их из Москвы или Европы – одинаково дорого и сложно.
Новые владельцы «Гаваны» выкрутасы в меню отменили, а кухню назвали «новомосковской» (термин изображает ныне популярный гастрономический микс России, Европы и Азии).
- Мы серьезно изменили ценовую политику, - говорит Влад Томм (также владелец магазина «Сваровский, - Наценка составляет не более 100%. Повара работают те же, и ассортимент не сильно поменяли, но продукты стали менее дорогие. Наш формат рассчитан на категорию клиентов среднего и выше среднего сегмента, хотя приходят к нам и очень серьезные, состоятельные люди.
А точкой притяжения стала новая концепция покерного клуба. Томм получил ряд консультаций в Федерации спорта, пригласил из Питера опытного дилера - специалиста по спортивному покеру и создал вполне демократичный формат.
Универсальный эксклюзив
Итак, век премиальных амбиций минул. Прежние владельцы спустились на землю, а новые лопахины не заставили себя ждать. Их вкусы и подходы, несомненно, более прагматичны. Правда, изменив правила, установленные старыми владельцами, новые по привычке повторяют мантру про премиум-класс и эксклюзивную аудиторию. Однако противостоять размыванию форматов и они не могут. Пример тому – клуб «Универсал».
Прежний владелец, Олег Комлев, интервью не давал, с прессой не общался и не сотрудничал. Упорно отстаивал в кафе «Заря» курительный запрет, поддерживал всевозможные культурные и музыкальные мероприятия, вдохновляемые другим эстетом – Артемом Рыжковым. В клубе был жесткий фейс-контроль, запреты и инструкции четко отрабатывались охраной.
Курительный запрет все оценили, но никто не выдержал, и кафе опустело. Ресторан стал проигрывать конкуренцию заведениям, может быть, менее пафосным, но с лучшей кухней. Кинотеатр культурно процветал, но красивая игрушка становилась все обременительней.
Как и в случае с «Гаваной», новыми хозяевами клуба стали люди, которые никогда не занимались ни клубным, ни ресторанным, ни культурно-развлекательным бизнесом. Артур Ковалев, один из приобретателей «Универсала», известен тем, что в 90-е годы активно занимался пивом оптом. Он, как и Комлев, пока не желает светиться в прессе. По словам вновь назначенного директора и официального спикера клуба Геннадия Гуренко (бывший диджей Genry клуба «Матрикс»), причина в том, что владельцы еще входят в суть.
- Мы сейчас открываем совершенно новую страничку. Поверьте, это будет рождение сверхновой эры клуба «Универсал», - сообщает уполномоченный на связи со СМИ Гуренко. - Я не пришел сюда крушить и ломать. Мы лишь добавим элементы новизны и моды. Клуб останется в сегменте премиум плюс, но хотим добавить присутствие среднего класса, людей 25–30 лет. Для меня клубная индустрия – это, прежде всего, бизнес, и я не хочу участвовать в бизнесе, который не приносит прибыли. Мы планируем оставить клубные концерты, живые вокальные выступления. В ближайшее время планируем привезти Патрисию Каас, Эндрю Дональдс, проект «Комеди Клаб»… Клуб купит очень дорогой рояль, будем привозить очень известных представителей джазовой культуры из США, Великобритании, Франции… Это будут закрытые события для 100 человек, смокинги, сигары и коньяк, благородные напитки, комплименты от клуба постоянным клиентам. Это совершенно иная традиция для людей с буржуазно-аристократическим подходом… Кроме того, мы хотим возобновить модельное агентство «Универсал». Будем делать специальные перфомансы...
Можно найти много забавных нестыковок в изложенной концепции. Как минимум, возникает два вопроса: как делать «прибыльный бизнес» на камерных «вокальных концертах» с участием «самых лучших джазистов мира». И что это за загадочная химера - «люди с буржуазно-аристократическим подходом», да еще в количестве 100 человек за раз. Может быть, в их числе две известные дамы, которые пару недель назад выдавливали из-за столика одного несчастного иностранца, по европейской наивности посчитавшего, что если нет таблички «занято», то значит свободно?
«Универсал» действительно имеет историю и магическое притяжение места. Впрочем, как и «Гавана». Использовать эти преимущества с новым содержанием – задача непростая. Посмотрим, найдут ли решение новые собственники.