17:43

"Станет хорошим транзитным узлом": Мнения экспертов о строительстве глубоководного порта

  1. Новости
Идея строительства глубоководного порта в Калининградской области возникла еще в 2007 году. В течение трех лет федеральные структуры готовили обоснование инвестиций в реализацию проекта, которое было утверждено Росморречфлотом в мае 2010 года, тогда же выбрали место для строительства порта в районе мыса Северный на Бальге. Однако, региональные власти при поддержке многочисленных представителей транспортного бизнеса обозначили свою позицию – порт предпочтительно строить на западном побережье южнее поселка Янтарного.  Выбор нового места обосновали более удобными метеорологическими и водными условиями для захода крупнотоннажных судов в порт, проектная мощность которого должна составить 66 млн. тонн грузов в год.  Смысл строительства порта-хаба в Калининградской области заключается в том, что океанские контейнеровозы проходят напрямую в Балтийское море и разгружаются в порту, а оттуда, в основном морскими судами-фидерами, развозятся по портам Балтики. Предполагается, что в составе порта будет построен комплекс по перегрузке контейнерных грузов и терминал для обработки автомобильной техники и накатных грузов.

В конце июня 2014 года губернатор Николай Цуканов направил обращение председателю правительства  РФ Дмитрию Медведеву и полпреду президента в СЗФО обращение с просьбой поддержать позицию региональных властей в выборе нового места для размещения порта, а также попросил реализовать проект в более короткие сроки. 
 
Реализацию проекта строительства глубоководного порта в Калининградской области поддержало большинство представителей транспортного комплекса региона. Губернатор неоднократно говорил о том, что региональные власти долго шли к тому, чтобы проект столь важный для нашей области был включён в программы Минтранса. 

"Слишком долго дискутируем"
 
- Глубоководный порт нужен региону, у меня уже давно сомнений по этому вопросу нет. Мы слишком долго дискутировали на эту тему, теряем время, а другие занимают ниши, - сказал бывший директор "Росморпорт" Калининград, заслуженный работник транспорта Георгий Себов. По его словам, строить новый порт следует на побережье, а не "цепляться за клочки, которые никакой пользы не приносят".
 
- Весь мировой современный опыт показывает, что если мы хотим иметь современный, хороший, легкодоступный порт, строить нужно на побережье. Что касается Бальги, я и раньше говорил, что это ошибка, с самого начала. Даже не знаю, кому это было нужно…, - сказал он.
 
По мнению депутата Госдумы РФ, секретаря регионального политсовета "Единой России" Андрея Колесника, строить глубоководный порт нужно в районе поселка Янтарный.
 
- На Бальге глубины до 1 метра, а для глубоководного порта требуется минимум 12 метров осадки для судов, - сказал Андрей Колесник. – Строительство, углубление закончится экологическими проблемами.   Мое мнение - если строить, то в районе Янтарного.  Сделать Калининград некими портом-хабом можно только при комплексном решении вопроса, уверен Колесник.
 
- Это и решение по постоянному грузообороту, упрощение таможенных процедур, строительство железнодорожной инфраструктуры. Это серьезные вопросы, если их не решить, это "путь в никуда". По его словам, строительство порта также даст толчок к развитию внутренних водных путей. Также это решит вопрос транспортной безопасности.
 
- В случае, ну скажем так, нештатной ситуации с нашими соседями, глубоководный порт позволит поддерживать грузооборот с "большой Россией", - сказал он.
 
Глубокие карьеры, минимальные затраты
 
В том, что строить порт необходимо на побережье, а не на Бальге, уверен заслуженный работник транспорта, декан транспортного факультета БГА Владимир Соболин.
 
- Существующий калининградский канал, его мощность, пропускная способность, ограничены.  Если строить на Бальге, то не уйти от канала, кроме этого, могут возникнуть экологические проблемы в Калининградском заливе в целом. Самое безобидное место для строительства – в районе Янтарного. Там готовая акватория порта, эти вырытые карьеры, там глубина до 20 с лишним метров. Их только соединить с морем, и это почти что готовый порт. Мне кажется, это более целесообразно, да и затраты будут меньше.

Развивать портовую инфраструктуру в регионе, необходимо, уверен Соболин.

"Сейчас все грузовые потоки идут по Прибалтике. Клайпеда, там дешевле, идут потоки через Санкт-Петербург, развивается Усть-Луга, Приморск, Выборг, но там замерзающие каналы, зимой требуется работа ледоколов. Транспортный коридор Запад-Восток идет мимо Калининградской области. Почему? Потому что Калининград немножко в стороне находится, а на побережье можно развивать порт, создавать конкуренцию Прибалтике", - сказал он. По словам Владимира Соболина, глубоководный порт мог бы стать транспортным коридором на Европу.

- Мы говорим, что грузопоток будет идти с "большой" России сюда, не через Санкт-Петербург, не через Клайпеду. А потом уже на европейские порты. Мы пока в стороне от транспортного потока, почему бы нам не "вклиниться" в эту работу и не развивать ее, - говорит он.

Без развития транзита через Калининградскую область, без транзитных российских грузопотоков регион не сможет поддерживать транспортную инфраструктуру на высоком уровне, развивать местное производство, конкурировать с соседними странами, считает председатель комитета по транспорту и таможенной политике Калининградской торгово-промышленной палаты Леонид Степанюк.
Фото Виктора Гусейнова.

- Необходимо активизировать  реализацию проекта строительства  глубоководного контейнерного порта-"хаба"  и строительство газового терминала в составе порта. Это уже делается  в Литве и Польше в расчете на транзит российских грузов. Зачем отдавать инициативу иностранцам в перевалке транзитных контейнерных российских грузов. Возможно, Беларусь подключится к реализации этого проекта, чтобы иметь свой выход к морю, - сказал Степанюк. По его мнению, строительство глубоководного порта с контейнерным терминалом позволит региону  интегрироваться в международную логистическую систему, в Единое экономическое пространство.

- Совершенно очевидно, что в силу своего выгодного географического положения, наличия незамерзающего морского порта с высокоразвитой инфраструктурой, действия режима ОЭЗ, Калининградская область  является важным международным транзитным звеном евроазиатского транспортного коридора на территории Единого экономического пространства и процесс интеграции экономики Калининградской области в производственные связи России, Таможенного Союза, ЕС, макрорегиона Балтики, является ключевым, - сказал Леонид Степанюк.
 
"Средь больших и сам растешь"
 
Глубоководный порт - это та инфраструктура, которая позволит оживить не только транспортную отрасль региона, но даст серьезный мультипликативный эффект и станет новым толчком для развития экономики в целом, уверен сенатор Николай Власенко. По его словам, будет порт – будут и грузы, сегодня же сетовать на то, что то их пока нет, как и просчитывать перспективный грузопоток не имеет смысла, потому что нет инфраструктуры для приема крупнотоннажных судов. Чем больше возможности будет для захода в Калининград таких судов, тем больший грузопоток и будет обеспечен.

- Одно рабочее место в порту создает семь рабочих мест в других отраслях. Кроме того, глубоководный порт будет способствовать развитию и увеличению грузопотока в уже существующих портах на базе инфраструктуры совершенно нового, современного уровня. Как тут не вспомнить "Фауста" Гетте: "Средь малых действуя, мельчаешь, а средь больших и сам растешь". Калининград расположен как раз на перекрестке сухопутных и морских путей. Мы могли бы стать хорошим транзитным узлом , получать и отправлять товары как из России за рубеж, так и наоборот, иметь ту функцию, которую успешно выполняет Финляндский глубоководный порт, собирая и микшируя различные грузы.

Николай Власенко напомнил, что по соседству с Калининградской областью динамично развивается Клайпеда, с каждым годом углубляясь, прирастая дополнительными терминалами для новых судов.

- И это хороший пример. Калининград, помимо всего прочего, морской город, это западные морские ворота страны, пришло время всерьез напомнить об этом. При этом место строительства такого глубоководного порта должны, конечно, определять специалисты. И еще. Мы должны привлекать в Калининградскую область все виды инвестиций, в этом, я считаю, одна из политических задач, которые наши жители ставят перед региональной властью. Понятно, что строительство глубоководного порта - это громадный инвестиционный проект, который никакой частный инвестор без государственной поддержки никогда не осуществит. Поэтому я считаю, что всем ветвям региональной власти надо прикладывать все силы для того, чтобы защитить этот проект в федеральном центре.