На днях цены на свеклу были в 2,5 раза дороже бананов! 85 рублей против 30-35 рублей за кило. Понять, в чем причина, "Комсомолке" помогли земледельцы, огородники-любители и частные торговцы.
Причиной вздувшейся цены на всю плодоовощную продукцию стала смертельно опасная кишечная инфекция в Германии. В начале июня главный санитарный врач России Геннадий Онищенко ввел запрет на ввоз овощей и фруктов из европейских стран. Цены взлетели на 15-20 процентов. Руководство торговых сетей моментально выдало неутешительный прогноз – если запрет не отменят, цены будут расти и дальше. Более 80 процентов продаваемых в Калининградской области овощей, импортируют из стран ЕС, включая картофель, морковь, свеклу.
– Посмотрите, свекла была по 85 рублей, а привезли из Белоруссии и уже продаем по 35 рублей за килограмм, как бананы, – рассказывает Алексей, владелец небольшой овощной лавки в Московском районе Калининграде. – Рядом с нашим магазином гостиница "Дейма", немцы иногда заглядывают, смотрят на цены и поражаются дороговизне! Глядите, морковь по 50 рублей, яблоки по 70, персики – 75, абрикосы – 90, перец сладкий – от 75 до 100 рублей за килограмм! Вам нравится? Мне – нет. Спасибо скажите Онищенко. Теперь овощи везут окольными путями через Москву из Израиля и Турции. Получаются высокие транспортные расходы, за которые платит покупатель. Настоящие помидоры с Юга дорогие, берем из Белоруссии, там выращивают по новым технологиям, но по вкусу они походят на пластмассу.
По словам предпринимателя, свою лепту в повышение цен внесли службы, проверяющие фрукты-овощи на границе уже после санитарного запрета. Скоро надо будет платить еще и за исследование в Калининградской межобластной ветеринарной лаборатории. А это еще плюс 5-10 процентов к цене.
А своей продукции на прилавках очень мало. На мини-рынках огородники сбывают излишки. Пяток морковок стоит 20 рублей, чеснок – 15 рублей головка, килограмм огурчиков – 80 рублей.
– Свекла у нас дорогая, потому что ее никто не выращивает. Аналогичная ситуация с морковью, капустой, – рассказывает директор сельхозпредприятия "Мельниково" Виталий Федотов. – Мы сажали, но потом не могли продать. Знакомый фермер запахал прошлой осенью 100 га моркови… И ржи практически нет. Зато рапса насеяли, – а спрос упал. Теперь кинулись овес сеять. Никто не регулирует рынок, не прогнозирует, сколько надо посадить, вырастить, убрать, продать. Нет хранилищ. А молодые овощи требуют специальных условий. В этом году будет высокий урожай картофеля – по нашим прогнозам больше 30 тонн с гектара, морковь и свекла тоже уродились. Знали бы, что будет импортный дефицит, посадили бы больше.
По статистике, собственным картофелем мы можем обеспечить себя на 85 процентов. Но отсутствие условий для хранения, – по планам за 10 лет надо построить хранилищ на 25 тысяч тонн, – может подвести сбыт местного урожая.