18:57

Российские атомщики пристально следят за ситуацией на -"Фукусиме-"

  1. Новости

"С первого дня наш институт включился в работу, которая велась во взаимодействии с МЧС и "Росатомом", - сказал на пресс-конференции Рафаэль Арутюнян, первый заместитель директора ИБРАЭ РАН. - Первая наша задача была – оценить ситуацию на японской АЭС. Было очевидно, что на "Фукусиме-1" персонал с ситуацией не справляется, и блоки начинают подходить к критической ситуации. Что это значит? В момент землетрясения все энергоблоки "Фукусимы-1" были заглушены. Сработали все системы безопасности, и никакой цепной реакции после этого не идет, и идти не может".

Рафаэль Арутюнян пояснил, что в таких реакторах, которые установлены на "Фукусиме", т.н. "кипящих" реакторах, есть некоторые особенности, которые определили сценарий развития аварийной ситуации. "Что происходит сейчас? – продолжил Арутюнян. - Цепная реакция прекратилась, оставшаяся активная зона содержит продукты деления, это радиоактивные вещества - цезий, стронций, йод и т.д. Они распадаются, выделяя тепло. Если станция в нормальном режиме дает около 3000 мгВт тепла, то после останова эта величина резко падает до уровня 10 мгВт, а потом продолжает падать очень медленно. Значит, реактор надо охлаждать. Собственно, это главная задача, которую сейчас решают японские специалисты".

"Мы просчитали последствия для России, - отметил ученый. - При самом неблагоприятном стечении обстоятельств опасности для жителей России нет никакой. Максимальная доза – 10 мЗв, это не та доза, при которой население надо защищать. Здесь нет даже предмета для обсуждения. 2,5 мЗв – это среднегодовая доза, которую человек получает ежегодно".

Рафаэль Арутюнян объяснил, в чем главная причина страхов, связанных с аварией на "Фукусиме".

"Что вводит всех в заблуждение и становится источником разнообразных страхов? Все нормы, которые устанавливаются в радиационной безопасности, предельно жесткие, - сказал эксперт. - Таких жестких нормативов в других областях просто не существует. В химии предельно разрешенный уровень концентрации вредных веществ соответствует рискам, которые в 10-15 раз выше, чем нормативы, которые устанавливаются в радиации. Те нормы, которые заложены в радиации, в сто раз меньше тех, при которых может наступить реальный ущерб здоровью".