15:29

Михаил Цикель- -"В первую очередь нужно думать о росте доходов населения-"

Михаил Цикель- -"В первую очередь нужно думать о росте доходов населения-" - Новости Калининграда

Михаил Аронович Цикель всю свою жизнь, так или иначе, связан с энергетикой. Тридцать лет работал нефтяником, из них более двух десятилетий - в республике Саха-Якутия. Потом вице-губернатором Калининградской области, в числе других вопросов курировал ТЭК. Сегодня возглавляет крупнейшее в регионе предприятие – «Янтарьэнерго», является председателем регионального отделения партии «Правое дело». А еще он – просто автомобилист, который, как и все мы, ощущает на себе и многочисленные пробки, и повышение цен на топливо.

ПОЧЕМУ РАСТУТ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН?

- Владельцев престижных иномарок тоже волнуют эти проблемы?

- Понимаю вашу иронию по поводу престижной иномарки. Думаю, вряд ли кого из тех, кто двадцать с лишним лет проработал в Якутии, в условиях вечной мерзлоты и запредельно низких температур, и добился определенных успехов, можно встретить за рулем «Запорожца». Это так, к слову… А проблемы - и с пробками, и с ценами на бензин – они общие для всех нас. Ни на «Мерседесе», ни на «Ладе» их стороной не объедешь.

– Михаил Аронович, цены на бензин в области продолжают расти. Сегодня об этом говорят и простые люди, и губернатор области. Почему это происходит?

– На это есть объективные причины. Во-первых, Калининградская область - эксклав, а значит, во всех энергоносителях заложена транспортная составляющая. Топливо доставляют к нам с основной территории России через Белоруссию и Литву. Это два государства, которые устанавливают свои тарифы на транзит грузов.

Во-вторых, в области уже сейчас одна машина приходится на трех человек - показатель один из самых высоких в России. Естественно, чем больше у нас автомобилей, тем выше спрос на топливо, что всегда «подогревает» цены.

И, наконец, не в последнюю очередь цены растут из-за того, что себестоимость добычи российской нефти высока. Скажем, добыча нефти в Арабских Эмиратах стоит гораздо дешевле, чем в Тюменской области. Если на современных НПЗ из одной тонны нефти получают до 950 килограммов светлых нефтепродуктов, то на российских предприятиях - только до 700. У нас и акцизы, и налоговые отчисления, которые тоже «вложены» в общую цену нефти и нефтепродуктов, к сожалению, не уменьшаются, а растут.

Вот, если говорить коротко, некоторые, подчеркиваю, объективные причины, из-за которых цены на бензин не снижаются, а растут. На эти причины трудно повлиять на региональном уровне. Это - реальность.

ГОТОВЫХ РЕЦЕПТОВ НЕТ

– А можно каким-то образом снизить цену на бензин?

– Дать вам готовый рецепт? В экономике нет простых ответов на сложные вопросы. Казалось бы, чего проще: скажем, часть бремени могла бы взять на себя РЖД, компенсируя расходы по доставке того же бензина в Калининградскую область. Но ведь это акционерное общество. А основная цель деятельности любого предприятия – извлечение прибыли. И никто волевым решением не заставит железнодорожников работать себе в убыток, тем более что проблема цены транзита существует для всех товаров, а не только для нефтепродуктов. Здесь нужны иные решения на правительственном уровне.

Время командной системы в экономике ушло. А вот оптимальное соотношение рыночных механизмов и элементов государственного регулирования может помочь снизить остроту проблемы: через совершенствование налогового законодательства, усиление контрольных функций антимонопольной службы, создание условий для модернизации нефтеперерабатывающих предприятий… За примерами далеко ходить не надо: 9 февраля на совещании по итогам деятельности ТЭК России в 2010 году премьер-министром Владимиром Путиным был предложен целый комплекс мер, направленных на то, чтобы сделать механизм ценообразования на рынке предсказуемым и объективным.

Кстати о модернизации. У нас часто ставят в пример американский опыт развития рынка. Но вот что я недавно прочитал в одной из аналитических публикаций. В период кризиса, когда ситуация в нефтяной отрасли резко осложнилась, правительство США не побоялось за свою «рыночную» репутацию и выделило из бюджета более 50 млрд. долларов для модернизации нефтеперерабатывающих заводов. В результате глубину переработки нефти удалось увеличить до 90-94 процентов. Американская экономика получила дешевый бензин, а прибыль от выпуска нефтепродуктов в два раза превышает прибыль от экспорта нефти.

– Многие обвиняют в росте цен владельцев заправок: им никто не мешает поднять цену как на 20, так и на 50 копеек за литр бензина.

– Действительно, рынок АЗС у нас все-таки еще недостаточно развит. И, тем не менее, на мой взгляд, нельзя причины роста цен на топливо сводить лишь к погоне автозаправочных станций за сверхприбылями. Даже при том относительно невысоком уровне конкуренции, который существует в этой сфере, успешный управляющий, скорее, поднимет цену на 20 копеек, а не на 50, для того, чтобы автомобилисты заправлялись у него, а не у соседа. Бизнесмены учатся считать деньги.

ОБ АВТОМОБИЛЯХ И ЭКОНОМИИ

– Расходы каждого автомобилиста зависят еще и от того, сколько литров бензина потребляет его автомобиль…

- У современных автомобилей расход на трассе обычно до 10 литров на 100 километров. А на старой «Волге» - около 20. Есть разница? Поэтому совершенно логично приобретать автомобили экономичного класса. Тогда и цены на бензин не так сильно будут бить по карману. Сейчас можно купить приличный автомобиль и – новый, и подержанный – в кредит. Есть программа господдержки покупки российских моделей…

- Но даже при всем этом далеко не каждый может позволить себе приобрести автомобиль. И уж тем более подбирать его исходя из экономичности.

- Можно стать хозяином недорогого, дышащего на ладан автомобиля, а потом платить ежедневно за большой расход бензина. Не говоря уже о бесконечных ремонтах, которые тоже влетают в копеечку. Вообще, нам необходимо менять собственную психологию, учиться бережливости. Привычнее сокрушаться по поводу роста цен, но при этом зачастую ничего не делать, чтобы разумно относиться к своим расходам. Мы сетуем на высокие тарифы, но не берем в расчет, что производство электрической и тепловой энергии, услуги по их доставке потребителям стоят больших денег. В квартире светло, и мы это воспринимаем как должное. Но мало кто думает, что сутками горящая в подъезде многоваттная лампочка бьет по нашему же карману. Что нужно, наконец-то, всем поставить соответствующие приборы учета, а не только говорить о дороговизне газа, воды, электричества и т.д. Разумно расходовать бензин, а не только возмущаться его высокой стоимостью. Бережливость — важный источник благосостояния. Эта простая и точная мысль Цицерона, несмотря на ее почтенный возраст, пока еще не стала принципом жизни большинства из нас.

– А ваш «Мерседес» экономичный?

– Да, хотя ему уже шесть лет.

БУДЕМ ИСКАТЬ АЛЬТЕРНАТИВУ БЕНЗИНУ?

- Еще я заметил, что рядом с главным входом в Янтарьэнерго велосипедная парковка. Летом сотрудники на велосипедах приезжают?

- Это вы интересно подметили. Зданию уже более 100 лет. В свое время, в Кенигсберге, здесь располагалось управление почты. С тех пор остались места для парковки велосипедов. Во время ремонта я решил их оставить - все-таки своего рода историческая достопримечательность. Конечно, никого призывать не буду крутить педали, но я был бы рад, если бы у входа в Янтарьэнерго стояли не только автомобили, но и несколько велосипедов. До войны в Кенигсберге жило более 350 тысяч человек. Сейчас население Калининграда вместе с пригородами около 460 тысяч. Сказать, что город был намного компактнее, поэтому люди пользовались велосипедами, нельзя. Машин, конечно, было значительно меньше, но в Европе же и сейчас многие с удовольствием передвигаются на велосипедах.

- На днях полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин воспринял как шутку предложение властей Ставропольского края наладить производство электромобилей и закрыть город-курорт Кисловодск для машин с двигателями внутреннего сгорания. А это была не шутка…

- Сейчас есть много технических проблем, мешающих воплощению этой и других подобных идей. Тем не менее, мы будем вынуждены искать альтернативу бензину – запасы нефти не бесконечны. Но это не значит, что люди вернутся к гужевому транспорту и в массовом порядке пересядут на велосипеды. Независимо от источника энергии, человечество будет создавать скоростные автомобили, самолеты, поезда… И при этом экономия, рачительность, расчетливый подход к ресурсам будут играть в нашей жизни все более и более значимую роль.

Если же говорить о ценах на энергоресурсы, то я убежден: надо в первую очередь думать об увеличении реальных доходов населения, позволяющих людям достойно жить. Тогда рост стоимости того же горючего на 2-3 рубля не станет особой проблемой, каждый раз обретающей социальную остроту.

на правах рекламы

39