Региональное правительство и Калининградская железная дорога достигли договоренности о частичной компенсации убытков от пригородных пассажирских перевозок. Это значит, что в 2010 году пригородные поезда остаются. "Комсомолка" попыталась разобраться в проблеме.
В чем проблема?
В соответствии с постановлением Правительства РФ, в этом году на 50 процентов сокращается перекрестное субсидирование пассажироперевозок за счет общей прибыли РЖД от перевозок грузов. В структуре дальних пассажироперевозок будет создана Федеральная пассажирская компания, дотируемая за счет госбюджета. Аналогичный процесс пойдет в сфере пригородного сообщения - ими будет заниматься самостоятельное юридическое лицо с собственным бюджетом. Расчет тарифов сделан с учетом того, что пригородные перевозки начнут дотироваться из бюджетов субъектов РФ.
Какова цена вопроса?
По собственным оценкам ведомства, в прошлом году убытки КЖД от пригородных перевозок составили 550, 2 миллиона рублей. В этом году пригородное железнодорожное сообщение предполагается сократить вдвое. Объем госдотаций при этом составит 60 миллионов рублей (механизм выделения денег пока согласовывается). Покрыть остающийся дефицит призвана "оптимизация маршрутов" - это сэкономит 198 миллионов рублей. Последняя часть расходов будет компенсирована за счет введения госрегулирования тарифов, что означает новые цены на билеты. Их объявят уже в феврале, и, как обещано, в течение года стоимость проезда меняться не будет.
Для справки: чтобы местным железнодорожникам выйти хотя бы "на ноль", по расчетам специалистов КЖД, необходимо установить стоимость проезда не менее чем в 56 рублей за одну зону (в нашей области она равна примерно 10 км).
Как будем ездить?
Количество поездов с нынешних 37 сократится до 16-18. Ни один из существующих маршрутов не закроют. Сокращение также не коснется поездов, которые привозят граждан на работу и учебу и доставляют обратно. По предварительным расчетам, на Зеленоградском направлении останутся четыре пары поездов: две утром (в том числе один ускоренный поезд, идущий без остановок) и две вечером. На Светлогорск будут отправляться две пары утром (один ускоренный) и столько же вечером. На Приморском железнодорожном кольце (маршрут Калининград-Зеленоградск-Светлогорск) оставят один поезд утром и один вечером. На Балтийск по рабочим дням сохраняется одна пара - утром и вечером, в выходные - только вечером. На Багратионовском направлении маршрут сократят до станции Стрельня, куда будут ходить две пары поездов утром и вечером. То же самое - на Мамоновском направлении, с добавлением по выходным еще одной пары. Между Калининградом и Нестеровом пустят одну пару в день: утром от границы области, вечером - обратно. В воскресенье добавят поезд Калининград-Гусев. Параметры Советского направления останутся неизменными.
Будут ли увольнять железнодорожников?
Высвобождающихся машинистов и их помощников направят на переобучение с последующим трудоустройством в локомотивном депо. Наметившийся рост грузоперевозок позволяет увеличить количество поездных бригад. Из 10 стационарных билетных кассиров четверо (возможно, шестеро) будут переданы в региональную дирекцию по обслуживанию пассажиров в дальнем сообщении. Остальные по достижении возраста выйдут на пенсию. Что касается разъездных кассиров, то среди них сократят три должности, на сегодня все равно вакантные. По остальным категориям служащих никаких сокращений проводиться не будет.
Что будет в 2011 году?
В 2011 году перекрестное финансирование пригородных пассажироперевозок прекратится полностью. Так что решение проблемы ни в коем случае нельзя считать окончательным. Железнодорожники готовы начать следующий раунд переговоров с властями региона уже сейчас.