17:08

Я госгарантии не люблю, рано или поздно мы их уничтожим

  1. Новости
После неожиданной смены губернаторов, когда место Николая Цуканова занял Евгений Зиничев, а потом главой региона стал Антон Алиханов, пожалуй, самое яркое кадровое назначение связано с фигурой Эдуарда Батанова. Он прибыл в Калининград из Северной столицы, где проработал несколько лет в правительстве Санкт-Петербурга. У нас Эдуард Батанов, имеющий репутацию классного финансиста, вступил в должность врио вице-премьера регионального правительства. В зоне его ответственности - вопросы бюджета и финансов. На минувшей неделе Батанов поговорил с журналистами "Комсомольской правды в Калининграде". О своем новом назначении Эдуард Викторович сказал коротко: "Дан приказ ему на запад". 
 

О кризисе в России и Европе

 
- Мы с вами меньше стали покупать. Кризис - он во всей экономике России и Европы. Нельзя сказать, что кризис в Калининграде и Калининградской области - это везде. Вы посмотрите: например, мировые грузоперевозки просели, на четверть. Это говорит о том, что стали меньше торговать, то есть меньше производить, а почему? Потому что стали меньше покупать.
 

О доходах бюджета

 
- Выражаясь языком финансиста, могло быть и хуже. Другой вариант ответа: параметры бюджета будут выдержаны. То есть по доходам мы идем более или менее в прогнозе. Отклонение будет около нуля. По некоторым позициям мы видим пока отставание, но по другим есть плюс. Сейчас будем вносить корректировку (бюджета – Ред.) на 2016 год. Там никакой речи о секвестре нет, идет уточнение параметров.
 
А когда мы будем видеть поступления, растущие на четверть в год, то можно сказать что экономика ожила и идет вперед. То есть сейчас она делает первые вздохи. При этом по некоторым регионам мы видим серьезное проседание. У них есть зависимость от некоторых больших плательщиков в регионе.
 

О транспортном налоге

 
- У нас есть огромная задолженность по транспортному налогу. Огромная, для Калининградской области просто чудовищная – миллиард рублей. То есть вы представляете, сколько мы могли бы сделать на эти деньги? Я, пользуясь случаем, хочу обратиться к калининградцам - огромная просьба заплатить налог. Понятно, что пока квитанции напечатают, пока их сюда пришлют… Заплатить можно уже сейчас - и в личном кабинете налогоплательщика, и используя банковские системы. Иными словами, не надо откладывать на последний день.
 

Про белые зарплаты

 
- Белые зарплаты – очень важный фактор (для роста экономики – Ред.). Есть, конечно, до сих пор заплаты в конверте. Это не есть хорошо - не только для бюджета, но и для человека, потому что дальше возникает вопрос: а сколько у меня баллов, а сколько у меня пенсия? Ответ: ровно столько, сколько была белая зарплата.
 
… Мы с коллегами из Минэкономразвития обсуждаем вопрос, если кто-то желает получать помощь государства, то он должен вести себя тоже так честно по отношении к нему же. То есть, если ты желаешь получить какую-то поддержку или субсидии, извольте показывать уровень (зарплаты – Ред.), не сильно отличающийся от сильно отраслевого.
 

Про сокращение субсидий на поддержку рынка труда

 
- 67 (млрд рублей на поддержку рынка труда на калининградских предприятиях – Ред.) не нужно и мы это понимаем. И мы Минфину, и Минэку озвучивали другую сумму на 2016 год (первоначально федеральный центр выделил на субсидии 67 миллиардов рублей – Ред.). Мы озвучили, что максимум можно ожидать 38 миллиардов, исходя из той динамики, которая была, начиная с апреля. На следующий год мы заявились в диапазоне 42-45 млрд. рублей на субсидии, скажем так. Все понимают, что 67 - это было так, оптимизм. И не нужно говорить, что мы тут плохие прогнозисты и т.д. Потому что действительно базы не было никакой. Пол, палец, потолок - это было сделано с запасом. Мы же видим, как процесс идет вживую, и в постановлении правительства сказано, что по итогам двух кварталов идет пересмотр (суммы субсидий – Ред.). В следующем году будет то же самое, мы и дальше корректируем.
 

О "выбивании" денег у Москвы

 
- Я готов ужом, ежом, так сказать, бабочкой, пчелой вертеться. Если дадут денег на это – да. И особенность (у Калининградской области – Ред.), формальная, безусловно, есть. Географическая. Это медицинский факт. Почему этим не поиграть? Я не вижу ничего плохого. Зачем рушить то, что худо-бедно приносит региону выгоды?
 

Про кредиты для населения

 
- Если кредиты берут – это хорошо. Значит, люди способны кредитоваться в банке, значит, банк видит возможность предоставить людям деньги. Ни один банк, находящийся в нормальном состоянии, не выдаст кредит, если не будет понимать его возвратность. И это такая же помощь реальной экономке, как наша: у нас бюджетники получают зарплату, она растет, это нормально. А что касается закрытия банков… Ну хорошо. Жизненно важные органы не задеты, я не слышал про это. Идет очищение (банковской системы – Ред.). Больше достанется тем, кто не собирается умирать. И ипотека ожила, вы посмотрите. Это тоже показатель хороший. То есть реально к 2015 году идет рост.
 

Про кредиты для региона

 
- Правильно жить по средствам. А эти средства могут формироваться разным способом, в том числе заимствованием. И мы (Калининградская область – Ред.) имеем нормальный профиль долга, и над этим мы, собственно говоря, будем работать в будущем. Ничего страшного в заимствованиях нет.
 

О госгарантиях

 
- Я госгарантии не люблю, рано или поздно мы их уничтожим. Потому что это - костыль. Понимаете, или вы находитесь в рынке, или вы финансируете это. А вот гарантия - это такой инструмент, который должен употребляться крайне редко. Например, с сетевым хозяйством, но это еще как-то можно понять… А вообще, грубо говоря, или проект (претендующий на госгарантии – Ред.) окупаемый или не окупаемый. Если они (проекты – Ред.) сильно зависят от того, получат ли государственную гарантию, то встает вопрос вообще обоснованности проекта. Что может дать гарантия? Снижение ставки на процент, два? Нужен ли такой проект, который так сильно зависит от ставки? И почему, собственно говоря, бюджет должен поручаться?
 

Про то, когда мы выйдем из петли

 
- Надо всем поджиматься, потихонечку. С точки зрения оптимизации и с точки зрения заемных средств, конечно, идеально, когда у тебя бюджет растет быстрее, чем выплаты по заемным средствам. То есть, грубо говоря, когда мы увидим динамику бюджета 10-15-20 процентов, тогда мы можем сказать, что мы из петли вышли. Я верю то, что это произойдет.
 

О том, что будем сокращать

 
- Последнее, что будет «резаться» (в бюджете на следующий год – Ред.), это выплаты социального характера, бюджетники. А в первую очередь всегда в период кризиса режется "капиталка", естественно, другого рецепта никто еще не придумал. Она уменьшается, это нормальная реакция на кризис. Собственно говоря, режут врачи и мясники. Наша задача -дать всем необходимое, чтобы рабочая способность сохранилась у всего такого большого рабочего механизма как область. Но это надо сделать минимальными средствами, то есть максимальный результат минимальными средствами - это и есть бюджетная эффективность. Мы не употребляем термина "резать", мы повышаем эффективность. Мы должны определять приоритеты и на них концентрироваться, а кашу по тарелке нам уже размазывать не приходится. Да, будем сосредотачиваться на том, что мы способны.
 
Что касается социальных выплат, то самое главное в них – адресность: чтобы выплаты получали те, кто действительно в них нуждается. На это настраивают все - начиная от Минфина и заканчивая президентом. Едва ли вы будете в восторге, когда узнаете, что человек, который получает 60 тысяч рублей, еще и получает льготы на ЖКУ.