Гиганты ушли
Недалеко от этого поселка несколько лет назад, словно гриб после дождя, вырос целый завод. Предприятие «Балтмикст» в 2005 году построила девелоперская компания ADG group (ей принадлежит торгово-развлекательный комплекс «Калининград Плаза»), когда стало понятно, что в нашей области деньги можно заработать не только на недвижимости, но и на производстве. В частности, на сборке телевизионной аппаратуры. Сверкающие на солнце новехонькие корпуса, свежевыкрашенное оборудование, чисто выметенные дорожки, более двух тысяч человек персонала… Корпуса радостно сияют на солнце и по сей день, только вот с персоналом нынче негусто. Проходим сторожку охранника, попадаем в цех. Конвейеры стоят, большая часть оборудования спрятана под белыми чехлами.
- В тучные годы у нас работало 2400 человек, сейчас осталось около двух сотен, - рассказывает гендиректор «Балтмикста» Виталий Дахненко. - До кризиса у нас было 10 конвейерных линий, сегодня не работает ни одной. Вот такая арифметика. Один конвейер пришлось отдать, потому что он был в аренде.
В шкафу у Дахненко стоит бутылка дорогого коньяка - подарок представителей компании Sony, которая последней покинула «Балтмикст». Точнее - перестала размещать на калининградском предприятии свои заказы. До этого приостановил сотрудничество другой гигант - Panasonic. Кризис не то, что подкосил «Балтмикст», он его положил на лопатки. Впрочем, как и другие сборочные предприятия нашего региона. Резко уменьшился спрос на телевизоры, компании-брендодержатели вынуждены были снять заказы с калининградских заводов, чтобы загрузить свои собственные, которые тоже, понятное дело, ощутили ледяное дыхание кризиса.
- Сейчас 85 процентов телевизоров, которые продаются в странах Евросоюза, там и производятся, в основном в Восточной Европе, - констатирует гендиректор «Балтмикста».
А как же огромный российский рынок? Там тоже спрос иссяк, как ручеек в пустыне. Если раньше львиная доля продававшихся на «материке» телевизоров производилась в Калининграде, то теперь завозится по импорту. Зачастую из той же Восточной Европы. Так выгоднее.
- Мы еще в прошлом году обращались в федеральное правительство с просьбой увеличить пошлины на ввоз жидкокристаллических телевизоров с 10 до 25 процентов, - говорит Дахненко. - Нам бы это здорово помогло.
Телесборщикам пошли навстречу, пошлины увеличили на… 5 процентов.
- Это как мертвому припарка, - говорят эксперты. - Отрасль такое увеличение не спасет.
И не спасло. Наступивший 2009 год прошел под знаком динамичного уменьшения производства и массового сокращения персонала на телесборочных предприятиях. Причем удар был не только экономический, но и социальный: работы лишились в основном жители калининградской глубинки. Именно они преимущественно трудились на сборочных предприятиях. В поселках же, как известно, работы не было и до кризиса.
Не обижайте Philips!
Другой производитель - «Телебалт» также не остался в стороне от экономических неурядиц. Если до кризиса здесь работало более трех тысяч человек, сейчас - около полутора тысяч. Хотя ситуация и не такая критическая, как на «Балтмиксте» - «Телебалт» поддерживает на плаву такой крупный заказчик, как Philips. Кроме того, предприятие выпускает технику под собственным брендом Erisson.
- В 2007 году здесь негде было фуру поставить! За год мы выпустили 3,1 миллиона телевизоров. Работало девять линий в три смены, - вспоминает гендиректор предприятия Виктор Борисенко. - В феврале-марте работали в убыток, чтобы сохранить сотрудников. Сейчас численность персонала у нас даже подросла - с 800 до 1 тысячи 500 человек. За счет того, что бренды все-таки дают нам заказы. В первую очередь Philips. Помог и Samsung, который разместил у нас заказы из-за того, что встал его украинский завод.
Впрочем, о прежних объемах производства руководство «Телебалта» может только мечтать.
- За семь месяцев этого года мы не собрали и 250 тысяч телевизоров, - продолжает Борисенко. - Как говорится, почувствуйте разницу. Из восьми конвейеров сегодня работает только четыре. В течение года план Philips постоянно сокращался.
Конечно, падение спроса и низкие пошлины на импорт телевизоров - главные причины сегодняшней плачевной ситуации. Но есть и другие. Более мелкие, но тем не менее.
- Philips дает нам хорошие объемы, отличный клиент, но его оскорбляет 100-процентный таможенный досмотр на границе, который к тому же может длиться 14 дней, - рассказывает Виктор Борисенко. - Такого нет нигде в мире! Таможня, такое чувство, не понимает, что такой бренд, как Philips, не будет рисковать репутацией ради того, чтобы провезти в контейнере какой-нибудь контрафакт.
Два в одном
На востоке нашей области, в Черняховске, находится еще один завод по производству телевизионной аппаратуры.
- Наше предприятие отличается наиболее глубокой переработкой, - говорит директор предприятия «Телеволна» Олег Макеев. - У нас есть цех собственного литья, цех набивки плат, цех пайки и регулировки плат и модулей шасси и, конечно, конвейеры по сборке. И еще у нас работают девушки красавицы!
В цехах черняховского завода оказалось на удивление многолюдно. Хотя персонал сократился и здесь существенно - с 1200 до 300 человек. Да и объемы производства упали заметно. В 2007 году предприятие выпустило 585 тысяч телевизоров и приставок, в 2008-м - 214 тысяч, в этом году собрали только около 30 тысяч. Падение серьезное, но, как говорит Олег Макеев, не катастрофическое. Своеобразной подушкой безопасности является то, что основным и единственным заказчиком продукции «Телеволны» является российский холдинг Polar. Свои помереть не дадут.
- У Polar есть собственное конструкторское бюро, где разрабатываются все модели, - поясняет Макеев.
Главная причина уменьшения производства на «Телеволне», как и на других предприятиях, - падение спроса.
- Основные наши партнеры - торговые сети «М-видео», «Метро» - серьезно ужали заказы, - продолжает Олег Макеев. - Нет спроса - пришлось сокращать людей. Жалко, но куда деваться. Остался костяк, чтобы работать без убытков. Главное наше желание и цель - выжить, остаться на плаву.
Есть на предприятии и своя специфическая проблема.
- Беда у нас - закрылся Черняховский таможенный пост, - говорит Олег Макеев. - Приходится оформляться в Советске - лишние километры, лишние часы. Вот это проблема. И кризис, и вот такая небольшая, казалось бы, неурядица. Два в одном, как говорится.
«Копайте глубже»
Еще совесм недавно электронная промышленность была знаковой для калининградской экономики. У нас в области собиралось до 90 процентов всех российских телевизоров. Чиновники в верхах при этом постоянно требовали: «Углубляйте переработку! Углубляйте! У вас не должна быть элементарная отверточная сборка! Глубже копайте!». Наши производители и углубляли - запускали новые производственные операции, такие, как литье корпусов, инвестировали средства в новое дорогостоящее оборудование. Знали бы, что все пойдет прахом, вряд ли стали бы это делать.
- Мы считаем, что некоторые затраты были сделаны зря, - признается Олег Маеев. - Обошлись бы и без них.
А сейчас калининградским предприятиям не обойтись без заградительных пошлин на импорт телевизоров. Иного способа восстановить производство в докризисном объеме попросту нет.
- Других рецептов не существует, - уверен Виталий Дахненко. - Если пошлины будут 20 процентов, наша загрузка составит 70 процентов, а если поднимут все-таки до 25, то наше предприятие загрузится на 90 процентов. Работай - не хочу.