09:50

Не остаться без дома: история должника по ипотеке, лишившегося квартиры

  1. Новости
Все больше калининградцев не могут вернуть банкам долги, набранные в сытые времена, пишет газета Аргументы и Факты Калининград. Кредитные организации безжалостно выселяют ипотечных должников по суду из квартир на улицу. А вправе ли они лишать людей единственного жилья?
 
Калининградку Жанну Леонидову банк по суду сделал бездомной. Из квартиры в центре Калининграда она недавно переехала с сыном-подростком на дачу друзей. Из-за стресса женщина перенесла сердечный приступ и осталась должна банку еще 1 млн 700 тысяч рублей.

Собирайтесь, вас выселяют

"Я долго жила на съемных квартирах и мечтала о своем уютном гнездышке,  —  рассказывает со слезами на глазах Жанна. — В 2008 году я работала дизайнером в двух фирмах и неплохо зарабатывала. Это позволило мне оформить ипотечный кредит на 3 млн 195 тысяч рублей под 13,8% годовых сроком на 14 лет. Купила "трешку" площадью 58,6 квадратных метров на Московском проспекте. Ежемесячно должна была вносить в банк 42130 рублей. Платила исправно, но экономический кризис оставил меня без работы".
 
Калининградка попросила банк увеличить срок кредитования с уменьшением ежемесячных платежей до 20 тысяч рублей. Объяснила, что другого жилья нет, а положение в семье сложное — старший сын служит в армии, а младший тяжело болен.
 
Банк отказал, а затем начались выматывающие судебные тяжбы. Квартиру выставили на торги, но их удалось отложить. Потом в самом банке началась реструктуризация, и семью какое-то время не трогали. Леонидова писала, куда только можно, надеясь на спасительные меры со стороны правительства и на Конституцию России — согласно ст. 40, гражданам гарантировано право на жилище.
 
"Не уведомив меня, трехкомнатную квартиру банк выставил на торги по цене однокомнатной — за  1 млн 826 тысяч рублей. Тогда она якобы не продалась, и её уценили до 1 млн 552 тысяч 100 рублей, а спустя полгода на торгах продали за 1 млн 831 тысяч 500 рублей вместе со мной и детьми! — возмущена Жанна. — За время проживания в квартире я вложила в ее ремонт 500 тысяч рублей. Позже независимая экспертиза определила стоимость жилья на момент продажи — 2,9 млн рублей. Считаю, процедура торгов была обустроена так, чтобы все прошло по плану узкого круга заинтересованных лиц. Моей юридической безграмотностью воспользовались ушлые люди.
 
Подозреваю, что они отнимают у заемщиков жилье и затем реализуют его за бесценок "с наваром". Банк сознательно вогнал нас в статус "злостный неплательщик". Он подал исковое заявление к "своему" судье и получил нужное решение. Нас лишили не просто квартиры, а единственного жилья. Все мои попытки отстоять в суде свои права оказались безуспешными".

Невозвраты растут

Жанна проиграла в суде, но  узнала все юридические тонкости, связанные с выселением ипотечных должников. Она полна решимости помогать таким же, как она сама. И надеется, что кто-то захочет протянуть руку помощи им с сыном.
 
Ее случай, увы, не единственный. С начала года в области выселили пять таких должников. Как рассказала руководитель регионального УФССП Галина Бабурина, за первый квартал 2015 года в отделах судебных приставов находилось 24 тысячи исполнительных производств о взыскании с граждан в пользу кредитных организаций 13 млрд 415 млн рублей. Всего закрыли 1749 исполнительных производств на сумму 493 млн 152 тысяч рублей. В прошлом году, для сравнения, закрыли 5024 исполнительных производства на 2 млрд 499 млн рублей. Невозвратов стало гораздо больше. А значит, и историй с выселениями прибавится.

Комментарий специалиста

Адвокат Андрей Касаткин: "Случай с Жанной — обычная судебная практика, и вернуть жильё не получится. Неважно, что оно единственное. Если человек живёт в квартире и она единственная, а у него появились долги, то выселить из неё не могут. Если он берёт ипотеку и в обеспечение кредита закладывает единственную квартиру, то банк вправе забрать её за долги. Заёмщикам надо реально оценивать свои финансовые возможности и договариваться с банками. Если известно о неправомерных действиях банка, можно обжаловать их в "Центробанке".