Железнодорожный вокзал в Кранце он был построен в 1885 году. Добротное кирпичное здание в функциональном стиле выглядело тогда более нарядно. Его нынешний облик далек от первоисточника.
Здание детской городской библиотеки – прекрасный образчик модерна начала XX века. Оно красиво декорировано светлым кирпичом и резными деревянными деталями.
"Этому дому повезло с хозяевами – он сохранил первоначальный облик,— комментирует Николай. – Здесь мы видим элементы неоготики, которая была популярна в начале XX века. К центральной части присоединяются два симметричных флигеля".
Дом №4 на ул Ленина привлекает своей асимметрией. "К одному дому был пристроен другой, - раскрывает Николай секрет. - Зато здание сохранило элементы декора, даже панно из глазурованного кирпича. Но при ремонте ему не повезло с окрашиванием - неудачное цветовое сочетание желтого, красного и белого".
Украшает площадь красное кирпичное здание бывшей Главпочты. Это дом в неоготическом стиле с характерными щипцами и другими украшениями фасада. Архитектор сетует, что здание покрыли металлочерепицей, из-за чего оно утратило часть шарма.
На Курортном проспекте наш экскурсовод обращает внимание на диссонанс между левой и правой сторонами улицы. Слева два немецких дома (№23-25), сохранившие свою деталировку. А напротив - новодел, над которым работали несколько проектировщиков. В его архитектуре совершенно игнорируются детали, а на такой маленькой улицы важен даже "масштаб дверной ручки".
Любуемся домом с деревянной лоджией на втором этаже и двумя выступающими флигелями – характерное здание для Кранца. Привлекают внимание два резных дракона на фронтоне. "Наши драконы немецкие, - рассказывает хозяйка квартиры. – Каждый год перед Пасхой деревянных драконов красили, что сберегло их".
Отель "Курхауз Кранц" - реконструкция главного отеля Кранца. "Оригинальное здание имело в первом этаже очень красивые веранды на металлических столбах с витражами в стилистике модерна, - рассказывает Николай. - Средний и нижний этажи упростили, убрав декор в виде фахверка. Отсутствие витражей – значительная потеря для здания и для архитектуры города в целом".
Здание Сбербанка диссонирует с застройкой улицы. По словам Николая, элементы здания не оправданы для уютного Кранца, они соответствуют классическим канонам.
На ул. Московской находится Преображенская церковь, которая разместилась в лютеранской кирхе святого Адальберта. Традиционная неоготическая церковь с высокими окнами и контрфорсами. Церковь зимой закрыта - нет отопления. У немцев котельная была сделана в подвале под алтарем, а сейчас священники не соглашаются - для них это означает нарушить храмовую атмосферу.
Николай Дученко занимается проектом реконструкции водонапорной башни. Новые хозяева планируют использовать ее как мини-отель, музей и смотровую площадку. "Мы сохраним вид башни, ее нарядную крышу и ажурную юбку, - обещает Николай. – Хозяин вызывал немецких специалистов, чтобы сделать кровлю из сланца. Это очень кропотливая работа: материал режется на тонкие пластины, из них вырезается черепица и прибивается медными гвоздями к крыше. Но результат стоит того".
Церковь Андрея Первозванного на ул. Московской - еще один симпатичный образец кранцевской неоготики. Капелла святого Андрея была построена в 1903-1904 годах. Ее стены были расписаны великолепными фресками. В советское время в здании располагался склад. Дважды он горел, пожары уничтожили фрески.
На Московской можно полюбоваться немецкими доходными домами, построенными в начале прошлого века. Один из них сохранил прелестную башенку на крыше.
"Одно из самых прекрасных зданий города соседствует с самым ужасным, - говорит Николай. – Здание бывшей администрации Кранца, где сейчас находится насос, качающий минеральную воду из артезианской скважины, сохранило свой облик, даже цветную черепицу. При немцах все приезжающие на курорт должны были регистрироваться и платить специальный взнос, который шел на обустройство курорта".
Рядом находится один из недавно построенных корпусов санатория. "С точки зрения эстетики он не выдерживает критики", - говорит Дудченко.
Памятник советской эпохи – заброшенный ресторан "Прибой". По словам Николая, это была прекрасная идея – ресторан с террасой, выступающей в море: "Очень жаль, что нет инвестора, который заинтересовался бы проектом возрождения ресторана".
Променад служил украшением города. Он был деревянным, и после бурь немцы не раз его восстанавливали. В советское время эту красоту сохранили в камне, но ряд блокированных домов нарушили перспективу.