— Амалиенау был задуман архитектором Фридрихом Хайтманом, как город-сад. Он должн был утопать в зелени Северная часть Амалиенау предназначалась Хайтманом для жилых домов, а южная, почти вдвое большая по площади – для вилл. Хайтман вместе со своим компаньоном по Обществу недвижимости и строительства Йозефом Креманом проектировал особняки для богатых горожан, желающих поселиться в зелёном пригороде. Каждый дом, созданный ими, был неповторим и имел свою стилистическую изюминку.
Надо отметить, что весь район Амалиенау был распланирован нетрадиционно для прусского города: он имел множеством аллей, круговых площадей, извилистых улочек. В то время градостроительные законы Пруссии разрешали строительство только прямых улиц, но специально для этого проекта закон был изменен. Ни одна из улиц района не пересекается под прямым углом. Амалиенау и сегодня сохраняет благородную атмосферу аристократического района.
В 1900-е годы Фридрих Хайтман построил в этом районе две церкви – евангелическую кирху королевы Луизы и католическую часовню святого Адальберта. Первая располагалась у входа в новое поселение, и за ее проект Хайтман получил звание "придворный архитектор".
- Кирха имеет черты романского стиля - это романтическая интерпретация его архитектором, включающая элементы модерна, - рассказывает Антон Глушков. - Во время войны здание было разрушено, в 60-е годы его хотели снести. Оно сохранилось благодаря архитектору Юрию Ваганову, предложившему проект реконструкции. Кирха была переоборудована им в кукольный театр и разделена на два этажа. До войны рядом с кирхой располагался мемориал, посвящённый королеве Луизе, который до наших дней, к сожалению, не сохранился.
Одна из самых интересных вилл на проспекте Победы – вилла Шмидт, построенная в 1903 году, и названная по имени своего первого владельца.
- Ассиметричная форма здания выполнена в духе романтизма, господствующего в начале столетия, - рассказывает Антон. - Часть здания, обращенная к улице, поделена на две оконных оси, причем, центр тяжести смещен на правую сторону. Обе оси объединены в единое целое обрамлением из природного камня, идущего через два этажа. При этом правая оконная ось продолжается и на фронтоне. Форма крыши "подвижна" – изогнутый фронтон переходит к более высокой башне. По первоначальному замыслу здание ступенчато вырастало слева направо, от террасы (после войны превратили в неказистую пристройку), до фронтона и башни. Второй этаж украшен головой льва, а на первом можно увидеть растительный орнамент.
Сегодня на вилле располагается детский сад, для нужд которого неплохо подошла её планировка с большой столовой и спальнями на втором этаже.
К числу первых зданий, возведенных в Амалиенау, относится вилла Лео, построенная Хайтманом в 1902 году по заказу депутата городского совета и владельца судоходной компании Людвига Лео. Хайтман использовал в проекте свой любимый стиль немецкого поместного дома, которому были свойственны изощренные формы крыши и фахверки. Внешние декорации образованы формами фахверка, и они хорошо сохранились до наших дней.
В вилле так же находится детский сад, и планировка всех комнат осталась без изменений, гордость сотрудников - музыкальная гостиная, где дети занимаются музыкой. Несколько лет назад потомки владельца виллы приезжали навестить родные пенаты, и даже смогли открыть его "потайную" дверь своим ключом. Эту дверь все эти годы не смогли открыть новые владельцы, пришлось даже прорубить рядом новый вход.
По замыслу Хайтмана аллею, начинавшуюся Луизенкирхе, завершала католическая часовня святого Адальберта - ныне обсерватория института земного магнетизма. (Кстати, в 1921 году на территории церковного кладбища был похоронен создатель этого района — Фридрих Хайтманн).
Часовня имеет готический вид благодаря членению контрфорсами*. Хайтман использовал готические элементы – каждое окно окружается оконным полем, заканчивающимся плоской стрельчатой аркой. Вверху они увенчаны крутой стрельчатой крышей. За счёт нефа и башни часовня кажется больше своего размера и доминирует над близлежащими домами. Внутреннее помещение производило впечатление огромного при помощи хитрого хода: изначально окна не доходили до нынешнего размера понизу, внизу они были закрыты стеной, поэтому казалось, что свет падает с большой высоты. К сожалению, после войны здание перестроили, сделав три этажа.
Напротив часовни святого Адальберта располагается площадь Штернплац. Сейчас там обустроен новый сквер. Отсюда можно перейти на улицу Кутузова, (бывшая Кёртен-аллее), которая была построена в первое десятилетие прошлого века параллельно старой Лавскер-аллее.
К сожалению, задумка архитекторов о создании Амалиенау как колонии богатых особняков с уникальной архитектурой осуществился лишь частично. Первая мировая война, внесла свои коррективы в застройку города. К началу войны в Амалиенау были застроены не все улицы и вновь построенные дома не имели уже той пышности, что задумывалась изначально. К тому же, планы архитекторов сбил и экономический кризис 1929 года —многие горожане больше не могли позволить себе богатую виллу. Как раз в этот период в районе появилось первое трехэтажное здание, чем была нарушена главная заповедь "колонии Амалиенау" — никакого строительства выше двух этажей. В советское и постсоветское время эта заповедь стала нарушаться с еще большим усердием.
ЗАПОВЕДИ АМАЛИЕНАУ
• расстояния между домами — не менее 30 и не более 35 метров;
• все виллы имеют два этажа (не считая мансардных);
• планировка вилл должна иметь общие принципы:
• все квартиры на этаже соединяются между собой дверями "по кругу",
• коридор желательно осветить естественным светом, для чего архитекторы придумывают специальные хитрости вроде глубокой врезки с обратной стороны главного фасада.
*Контрфорс (от франц. contre-force - противодействующая сила), поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающие основную несущую конструкцию (преимущественно стену с наружной стороны постройки).