Слова "атмосферная музыка" невольно навевают мысли о запахе пачулей, ударах гонга, расшитых галабеях, "ловцах снов", колокольчиках ветра и прочей атрибутике дешёвых восточных салонов.
Однако вряд ли любой из тех, кто в воскресенье, 14 августа, отправился на "Вагонку" на фестиваль атмосферной музыки "Алтея", ожидал оказаться среди надушенных подушек и звенящих браслетами танцовщиц в чадрах. Анонсированная программа ясно давала понять, что зрителей ожидает не совсем понятно что, но явно что-то крутое.
Организаторы мероприятия Денис Князев и Антон Чирцов пообещали вывести на сцену большого зала "Вагонки" пять совершенно не похожих друг на друга команд: I-Scream из Тюмени, калининградские First Rebirth и Dr. Gonzo, московскую Race to Space и Theodor Bastard из Санкт-Петербурга. Кроме того, было заявлено множество сюрпризов, и действительно: продуманность организации поражала. Пока очередной коллектив настраивал инструменты на сцене, в холле собравшихся развлекали то прекрасные восточные танцовщицы (без них-таки не обошлось) из Magenta J и Amber Tribe, то мастер мыльных пузырей, то музыканты "Магии ритма". Помимо этого, пришедших на фестиваль тусовщиков ожидали и палатка с этническими инструментами, и стойка с мерчандайзингом групп, где можно было купить диски и атрибутику выступавших в тот день и других коллективов, и фотостойка, выдающая мгновенные снимки, и "живой лес" из настоящих деревьев.
А кто они были — эти тусовщики, которые рискнули в воскресенье вечером отправиться на вечеринку? Среди них можно было увидеть и бывших неформалов, и участников местных музыкальных коллективов, и завсегдатаев "Вагонки", и поклонников той или иной группы из программы фестиваля, и юных модников, и тех, чья юность пришлась на 90-е. Самое главное было понятно, что мало кто явился потолкаться среди знакомых, посидеть в баре и сделать фото. Люди пришли именно на фестиваль.
Первыми на сцену, как ни удивительно, явились не музыканты, а актёры прекрасного калининградского театра "Дель" с несколько экологическим перформансом, одетые в роскошные наряды из мусорных пакетов. Они разогрели публику, после чего к зрителям вышли тюменские товарищи из I-Scream. И сразу стало понятно, почему музыка заявлена как атмосферная: как объяснял Антон Чирцов, по замыслу, она должна погружать слушателя в особое состояние слияния со звуком. Приезжим ребятам это вполне удалось: они настроили калининградцев на нужный лад. Хотя время для неистовых танцев ещё не пришло.
Далее на сцену вышел сам Чирцов — автор музыкального проекта First Rebirth. Следует поразиться выносливости организатора, который сам же ещё и отыграл на своём мероприятии — и отыграл настолько качественно, что зал словно бы впал в некотором роде в транс. Острая, эмоциональная, бьющая по нервам и вместе с тем тягучая музыка плюс завораживающий видеоряд — и вот зрители, покачиваясь в едином ритме, напоминают армию зомби.
Зал нужно было немного встряхнуть — и вот на сцену вышли Dr. Gonzo. Это сам по себе уже поразительный факт, так как музыканты не собирались на протяжении пяти лет — более того, они разъехались по разным городам, и не было никакой надежды на то, чтобы вживую ещё хоть раз услышать их. И тут под шизанутый речитатив рэпера Пики пред очи зрителей действительно являются Dr. Gonzo — и мы знаем, что в зале были люди, которые пришли специально на этот коллектив!
По словам барабанщика Игоря Фёдорова, трэшовый выход группа придумала за десять минут — специально чтобы сбить градус напряжения, возникший в зале благодаря First Rebirth, и "взбодрить зал". И им это вполне удалось. Dr. Gonzo были приняты на ура — зал месился по-серьёзному, возле сцены местами стихийно возникал слэм, а слушатели с хорошей памятью громогласно просили сыграть их любимые композиции, и музыканты шли навстречу. Завершиться выступление должно было композицией "Мутабор" — также по требованию, — однако зал стал требовать ещё и ещё, и коллектив в растерянности — не готовились же — выдал, к общему восторгу, какую-то импровизацию. Да, ребята, по вам соскучились.
Неизвестно, выйдут ли на сцену ещё хоть раз Dr. Gonzo — хоть надежда и не исчезает, — а вот Race to Space непременно вернутся в Калининград ещё хоть разок, ведь их так восторженно приняли. Прекрасный вокал космической красавицы Мириам Сехон покорил, пожалуй, каждого (как и её космических глубин декольте). И хотя дело шло к полуночи и некоторые зрители либо покинули клуб, либо присели на ступеньки в зале, не в силах выдержать столь продолжительного развлечения на ногах, многие продолжали танцевать у сцены. "Мы влюбились в вас!" — кричали молодые люди Мириам, и под этой репликой мог подписаться, пожалуй, каждый находившийся в тот момент на "Вагонке".
Последними по времени — но не по значимости! — стали долгожданные Theodor Bastard. Ну и что, что время перевалило за полночь. Любимые калининградцами питерские гости, более популярные и известные по всей Европе, чем в России, стали идеальным завершением вечеринки. К сожалению, усталость помешала большинству испытать те эмоции, которые вообще положено испытывать на выступлении этого коллектива. Но мощный голос Яны Вевы вкупе с волшебной музыкой и шаманскими текстами — вот это и была та самая-самая атмосферная музыка, заявленная организаторами. Особенно в сопровождении трайбл-пластики от Софьи Кравец и Полины Масловой. Theodor Bastard благодаря Денису Князеву и Антону Чирцову приезжают в наш город каждый год, и хедлайнеров атмосфернее них "Вагонка", пожалуй, ещё не знала. Команда пообещала в следующий раз приехать с новой программой, а на "Алтее" исполнила уже слышанное, но от этого не менее — если не более — приятное.
Шла ночь, а зал продолжал двигаться, забыв о времени и усталости. Как заявляет рэпер Пика, "да и похрен, дискотека"!
По словам Чирцова, сам он как соорганизатор фестиваля более чем доволен результатом.
"Самое главное, что публика так активно реагировала, — сказал Антон. — Очень много музыкантов и директор клуба говорили, что публика просто потрясающая. Люди с закрытыми глазами слушали, танцевали".
Сомнения в том, что у "Алтеи" есть будущее, он развеял сразу. "Мы немножко перезагрузимся, учтём опыт, какие-то маленькие недочёты и в следующем году сделаем всё ещё интереснее", — категорично заявил он.
И будет так. Калининграду нужны мероприятия не просто модные или интересные, а объединяющие всех и заставляющие ночью понедельника седьмой час подряд продолжать танцевать.