Лето. Жара. В Калининграде предпраздничный день 11 июня. На термометре - под тридцать градусов по Цельсию. Свободный от трудов и учебы народ рвется к морю. На Северном вокзале толкотня, электричек нет, их количество сокращено до минимума, остается ждать рейсовых автобусов на Светлогорск, Пионерский курорт, Зеленоградск, Янтарный. Еще люди ждут рейсовых маршруток, они должны ходить по расписанию.
Однако, случилось очевидное и невероятное – чьим-то волевым решением маршрутки – микроавтобусы, которые обязаны курсировать на ряде пригородных направлений (в том числе и на Пионерский) с периодичностью в полчаса, убрали со своих маршрутов и перенаправили в Зеленоградск. Об этом нам сообщила тетя с рупором в руках, которая боевым голосом зазывала потенциальных пассажиров ехать именно в Зеленоградск. Кричала без передыху, как заводная:
- Подошел комфортабельный экспресс на Зеленоградск. Через 35 минут вы будете в Зеленоградске. Есть свободные места… Подошел микроавтобус на Зеленоградск…
Мы же пришли на остановку около часа дня. С покупками, с маленьким сынишкой, которому уже пора было спать. Автобус на Пионерский пришлось пропустить. Он битком набит. Не стоять же полтора часа езды в проходе с малышом…
-Думаю, через пятнадцать минут должна быть рейсовая маршрутка, - наивно предположила я и отправилась к тете с рупором.
- А почему нет маршрутки на Пионерский? Уже пора бы. Вот на Зеленоградск микроавтобусы идут один за другим, - поинтересовалась я с надеждой.
- Не будет. Их сняли. Все идут на Зеленоградск, - как на духу созналась тетя.
- Так расписание же! Почему такая несправедливость ?! В Пионерском тоже люди живут и люди отдыхают, - опешила я от такой неожиданности. – Как нам прикажете с ребенком добираться домой, если транспорт забит, а ближайшая электричка через три часа?! На такси?!
- Микроавтобусы это добавочно. Их можно снимать с маршрута, - ответила бойкая тетка. Но тут же стала кому-то названивать по мобильному телефону, спрашивая, будут ли сегодня маршрутки до Пионерского.
Подъехал очередной рейсовый автобус №119. Мы протолкались на остановке уже около часа. Проталкивая дите вперед, со словами "пропустите с маленьким ребенком", мне удалось протиснуться в салон одной из первых и занять три места сзади, на себя, сына и мужа. В автобус набилось пассажиров, что селедки в бочку. Окна закрыты, люк сломан, духота, человеческий пот, жарко. Едем. Стоим в пробке с Советского проспекта до поворота на Чкаловск.
Сквозь пассажиров пробирается женщина-кондуктор. Даем 126 рублей за два билета (по 63 рубля на брата). Отмечу, что на электричке цена вопроса 92 рубля на двоих взрослых (46 рублей билет). Детям до семи лет, инвалидам, другим определенным законом льготникам - бесплатный проезд в поезде, как и действуют скидки для школьников и студентов в железнодорожном пригородном сообщении на территории Российской Федерации и в отдельном ее субъекте в Калининградской области. А в частных автобусах на пригородных трассах платят все, кроме малышей до 7 лет.
- Платите за ребенка, - строго потребовала кондуктор. – Или освобождайте место.
- Место не освобожу, ребенок спит. Платить не буду – закончилась наличность. Приедем в Пионерский, схожу в банкомат, заплачу вам 63 рубля за место, - ответила я и показала свое красное удостоверение, для того, чтобы охладить возмущенную кондукторшу.
Красный цвет, как ни странно охладил пыл работницы автобусного труда. Но спустя несколько минут она опять протиснулась через весь салон, видимо после консультаций с водителем.
- Можно еще раз посмотреть ваше удостоверение? – попросила женщина.
Я показала.
- Так вы просто корреспондент "Комсомольской правды", для вас действуют обычные правила, - воскликнула кондуктор и вновь потребовала оплаты. Видимо, первоначально она приняла меня за сотрудницу спецслужб и правоохранительн ых органов вместе взятых. Едем, трясемся, нюхаем бензин в старом автобусе (Неопланы пошли на Зеленоградск, там прибыль больше!).
От жары и духоты мой четырехлетний мальчишка просыпается, как искупанный, все личико в капельках пота.
- Мама, а откуда у меня эта вода? – удивленно спрашивает малыш, трогая вспотевшее лицо. Он никогда так не потел и впервые с рождения оказался в столь некомфортных условиях.
- Потерпи сынок, скоро приедем.
Пошел второй час времени.
Удивительно, но факт, в Пионерском, да и на всем побережье нашей Балтики, в отличие от Калининграда стояла холодрыга, градусов пятнадцать выше ноля, и солнца ноль, с моря шел клочьями холодный туман. Те, кого с ветерком доставляли в Зеленоградск, а это были тысячи людей, тем же порядком, кутаясь в покрывала и полотенца, мечтали попасть обратно в разогретый Калининград. Они бились и набивались в автобусы и маршрутки. А выручка автобусников росли как на дрожжах.
Я же в Пионерском сняла деньги в банкомате, вернулась к поникшей кондукторше, купила автобусный билет за место, которое занимал мой четырехлетний сын.
- Мы не виноваты, поймите, - примирительно стала говорить женщина. - Пока не будет электричек, так и будет…
Кстати, в электричках за место, которое занимают дети, не достигшие семилетнего возраста платить не надо. И никто не потребует посадить ребенка на колени, если вы сами этого не захотите или этого не захочет ваш малыш. В электричке есть специальные места для пассажиров с детьми и инвалидов, здесь можно поставить багаж, коляску, велосипед, самокат и лыжи и никто вам не попеняет на это.
Но нас вынудили пользоваться неудобным, дорогим видом транспорта – автобусом (он еще, гад, экологию ухудшает своими зловонными выхлопами). И такие неудобства, какие испытала моя семья и сотни других жителей и гостей Пионерского жарким днем 11 июня, к сожалению, будут испытывать тысячи жителей Калининградской области все лето. Если не будет нормального расписания движения пригородных поездов на приморских направлениях, как это было раньше с интервалом через 30-40 минут.