15:04

Евгений Сергеев: «Возврат к цензуре и идеологии невозможен»

  1. Новости

Доктор исторических наук, профессор Евгений Сергеев прокомментировал нашей газете необходимость создания единого учебника истории, а также рассуждает о его преимуществах и вероятности перехода на электронный формат.

Альтернатива точке зрения

– Евгений Юрьевич, почему именно сейчас возникла идея создания единого учебника истории?

– Во-первых, потому что нас не устраивают предыдущие учебники. Во-вторых, историческая наука развивается, появляются новые концепции и идеи, которые мы должны в адаптированной форме представлять школьникам. Я хочу подчеркнуть, что идея создания единого учебника не означает, что школьники будут учиться по единственному варианту такого учебника. Это общая концепция, речь идет о базовых вещах, о которых историки должны будут договориться. Это будет консенсусное решение экспертного сообщества с учетом мнений учителей. Сам учебник будет состоять из нескольких разделов, написанных с использованием проблемно-хронологического подхода. Сейчас речь идет об учебнике отечественной истории, в дальнейшем будем работать над всеобщей историей.

– В апреле в ходе прямой линии президент сказал, что учебники истории должны иметь единую концепцию и официальную оценку происходящего. С точки зрения концепции все ясно. А что включает в себя официальная оценка? Политизированность?

– Я так не думаю. Официальная оценка как раз и является тем отражением решения экспертного сообщества, о котором я говорил. Например, мы в своих учебниках по всеобщей истории XX века стараемся подходить к оценке событий прошлого, без уклона в политику или идеологию. Если был, скажем, договор Молотова – Риббентропа 1939 года между Советским Союзом и Германией, вокруг секретных протоколов к которому велось столько споров, то мы обязаны рассказать о нем в учебнике, а не отрицать факт подписания этого документа. Мы не должны вычеркивать из истории отношений СССР и Германии в 1920-е гг. факты сотрудничества двух стран. Или о том, что была армия генерала Власова, которая фактически воевала на стороне гитлеровцев. Зачем замалчивать эти факты? Нужно, чтобы современные школьники имели представление об этих событиях и пытались дать их объяснение, но опираясь на заслуживающие доверия источники.

– Тем не менее значительная часть общества обеспокоена идеей создания учебника с единой концепцией...

– Общество обеспокоено возвращением к цензуре, подобно тому, как в Советском Союзе. Ведь тогда существовал единственный учебник, утвержденный ЦК КПСС. Слава Богу, сейчас мы живем в другой эпохе, общество изменилось, и возвращение к строгой цензуре и идеологии невозможно. Это понимают и политики, и историки.

– Будет ли место в учебнике для альтернативных точек зрения на тот или иной вопрос?

– Безусловно! Например, перед крупными тематическими разделами будут представлены аннотации, которые отразят различные точки зрения на ту или иную проблему. Кроме того, каждый учебник будет снабжен вспомогательным комплектом: книгами для чтения, методическими указаниями для учителя, хрестоматиями.

– Наверное, дорого обойдется такой учебный комплект…

– Не могу сказать, насколько дорого он обойдется. Учебники в издательстве, например, стоят около 100–150 рублей. А магазины уже добавляют свое. В то же время Министерство образования рассматривает отказ от бумажных учебников в пользу электронных версий. В связи с этим появляется множество спорных моментов, связанных, к примеру, с защитой авторских прав. Но это уже другой вопрос.

Где ставить точку

– Министр культуры РФ Владимир Мединский считает, что история в едином учебнике должна заканчиваться на момент вступления в должность президента РФ Владимира Путина, то есть в 2000 году. Вы согласны с его мнением?

– Здесь существуют разные точки зрения. Например, директор Института всеобщей истории РАН академик А. О. Чубарьян придерживается мнения, что заканчивать учебник следует событиями текущего года. Дело в том, что школьники проявляют заметный интерес именно к событиям современности, и мы должны все-таки отражать их в учебниках. Мы не можем игнорировать интерес школьников к современности, поэтому и события конца XX века – начала XXI затронуть необходимо. Я не занимаюсь написанием учебников по российской истории, сфера деятельности нашего института – всеобщая история, но проблемы с освещением вопросов современности те же. Каждые два-три года приходится что-то дописывать, дополнять фактами, добавлять новые события, новые лица. По большому счету, история должна заканчиваться все-таки событиями конца XX века – это мое мнение. Отображать вопросы современности на данном этапе должны, на мой взгляд, такие дисциплины, как обществознание, политология, социология. Если бы я занимался написанием учебника отечественной истории, я бы закончил его событиями Холодной войны и распадом Советского Союза (1990–1991 гг.) То, что мы рассматриваем дальше – современность, объективная оценка которой требует временной дистанции продолжительностью хотя бы в поколение, то есть примерно 20 лет.

– Какие события отечественной современности, по-вашему, должны быть включены в единый учебник? Конкретно – с 2000-х.

– Период «нулевых» следует отметить бурным экономическим ростом, восстановлением потенциала России, усилением ее роли на международной арене. Я бы отметил формирование группы БРИКС, в которую входят быстроразвивающиеся страны (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика). Необходимо, конечно, рассказать о мировом экономическом кризисе 2008–2010 гг. Кроме того, следует, на мой взгляд, отразить в учебнике главные достижения и просчеты, допущенные президентами Путиным и Медведевым.

– А вопросы, касающиеся политической оппозиции?

– Что вы имеете в виду? Если рассматривать в контексте основных политических сил – правых, левых и центристских, то да. Но я бы не стал уделять им большого внимания, потому что это предмет не исторического исследования, а политологического анализа. В целом и события, которые включаются в учебник, должны подвергнуться историческому исследованию и быть обоснованы общественным запросом.

– Когда новый учебник попадет в руки школьникам?

– Сначала концепция учебника должна быть принята. Потом его нужно будет написать, а по общему мнению, хороший учебник должен создаваться не менее года. Причем ему необходимо пройти «обкатку». То есть выдержать несколько изданий и получить отзывы общественности, в том числе рецензии от учителей, что позволит авторам доработать рукопись. Так, мой учебник по всеобщей истории для школьников 9-го класса получил законченный вид только к пятому изданию, хотя совершенствование способа подачи материала продолжается постоянно.

– Университетские учебники по истории также будут пересмотрены?

– Университетские учебники со временем, несомненно, тоже подвергнутся изменениям. Хотя их писать все-таки проще, нежели школьные. Учебник для школы нужно писать на понятном для школьников языке, объективно, но с учетом новейших достижений науки, а это сложно – могу сказать вам как автор. Потому что учебник пишет взрослый человек, а нужно, чтобы его слова были поняты ребенком, чтобы это было ему интересно, чтобы был соответствующий видеоряд, чтобы текст не был перегружен цифрами. Это целая наука! Как бы хорош ни был исследователь, выступающий на конференциях, пишущий монографии, он может быть абсолютно не состоятельным как автор школьного учебника. Такие случаи не редкость.

А для университетов уровень должен быть другой, более продвинутый, дающий ряд альтернативных взглядов на то или иное событие или хронологический период. Но это тоже целое искусство.

Только цифры

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 46% россиян в той или иной степени известно о разработке единой концепции преподавания истории и о подготовке на основе этой концепции нового учебника истории. 58% поддерживают эту инициативу.

Справка «СК»

Евгений Юрьевич Сергеев – президент Российской ассоциации историков Первой мировой войны, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, руководитель Центра «ХХ век: социально-политические и экономические проблемы». Тема кандидатской диссертации – «Англо-германские отношения на Дальнем Востоке, 1897–1903 гг.». Тема докторской диссертации – «Образ Запада в представлениях военной элиты России, 1900–1914 гг.».