Известный специалист в теории и истории журналистики из Воронежского госуниверситета дал уроки мастерства студентам БФУ им. И. Канта и рассказал газете «Страна Калининград» о своем взгляде на профессию.
По указу СМИ не создают
– Как вы оцениваете сложившиеся отношения СМИ и власти?
– Власть постоянно заявляет, что готова работать с журналистами, но для диалога нужно равноправие сторон. Какие отношения могут быть, пока на СМИ смотрят сверху вниз и делают из журналистов подручных политических партий? Власть смотрит на СМИ как на обслуживающую инстанцию. Если СМИ принимают эту установку и работают с аудиторией по принципу «Ешь, что дают», то получается не пища, а суррогат, который не назовешь публицистикой. И журналист должен либо прогнуться и предать себя, либо обманывать аудиторию.
– Как вы относитесь к созданию Общественного телевидения России?
– По указу президента никакое СМИ создаваться не может, оно должно создаваться по желанию учредителей, журналистов или аудитории. Власть может сказать: «Делайте, что хотите». Но потом журналисту скажут: «Тебе это нужно? У тебя ведь такая зарплата!». И придется отказаться от своей точки зрения из-за куска хлеба. Поэтому я не верю в благие намерения власти. Когда журналисты сами захотят делать общественный телеканал, а власть только даст им волну для вещания, тогда это будет общественное телевидение. Говорят, что этот телеканал должен воспитывать гражданское общество. Но СМИ должны быть наставниками, а не учителями аудитории. СМИ должны приглашать к сотворчеству и соучастию, чтобы аудитория сама проявляла активность.
Главное – не врать
– Почему из прессы исчезает публицистика?
– Журналистика – это не только обработка и распространение информации, но и творческая деятельность, то есть публицистика в моем понимании. Важнейшая функция СМИ – выражать общественное мнение, не просто сверху вниз изрекать истины, а знать точку зрения общества и доносить ее до аудитории. Точка зрения – это принципиально. В 1976 году вышла моя книга «Современный газетный фельетон», и меня пригласили на совещание в газету «Известия». Там прозвучала такая фраза: «Отучили мы народ от настоящего фельетона, как от настоящей колбасы». Сегодня не только фельетоны, но и очерки, репортажи, корреспонденции испорчены отсутствием точки зрения. Если вещь черная, я должен сказать, что она черная. Это может быть скрытая формулировка, но она должна быть.
Я люблю цитировать заголовок заметки в советских «Известиях»: «Очередная группа нелегалов покинула остров Свободы на самолете АН-24». Журналист заменил республику Куба на остров Свободы, добавил «очередной», упомянул название самолета, все это делает эту новостную заметку публицистикой. Что за остров Свободы, если его покидают нелегально? Это режим Фиделя Кастро. Почему АН-24? Потому что СССР поставлял на Кубу технику в обмен сахар. Очередная группа, значит, это уже давно продолжается. Сколько смыслов в одной фразе – это и есть публицистика.
– Что страшнее: абсолютная свобода или тотальная цензура?
– Конечно, цензура в определенной степени необходима. Она нужна для сохранения государственной тайны. Также существуют внутренние, этические табу. Должны быть вещи, о которых журналист никогда не будет говорить аудитории. Нельзя назвать инвалида безногим, нельзя опускаться до личных выпадов. Но журналист не должен молчать, когда речь идет о принципиальных нравственных позициях. Надо уметь держать спину прямой. Это тяжело, но так укрепляется профессиональный «скелет». Главное в журналистике – оставаться самим собой и не врать. И если внешней свободы нет, должна быть внутренняя. Выбор в журналистике и в жизни – это нравственная категория. Журналист не должен занимать удобную позицию, он должен стоять на принципах, от которых даже под страхом смерти невозможно отступить.
Студенты всюду одинаковы
– Что нужно для независимости региональных СМИ?
– Свобода региональной прессы возможна в любых обстоятельствах, если ты храбрый и ничего не боишься. Может, тебя снимут, а может, власть поймет, что это ей же хотят подсказать лучшие решения. Власть почему-то не думает, что СМИ могут быть ее активными помощниками в решении общих проблем...
– Вы долгое время преподаете, часто приезжаете на лекции и защиту дипломов в Калининград. Какие у вас впечатления от наших студентов?
– Студенты всюду одинаковы. У меня отличники на 4-м курсе признаются, что не знают, кто такой Тарковский. Новое поколение не лучше и не хуже, оно другое. Потому что эти люди выросли в другой системе отношений, в условиях рынка. Когда я спрашиваю у своих студентов, что для них главное, отвечают – деньги. А как же любовь? Когда я был студентом, я думал о девичьих глазах, а не об уровне дохода. Женился на 5-м курсе по любви и живу с супругой уже 54 года. Отношения между людьми ничем не заменить. А мне говорят: «Замуж нужно по любви, но хочется, чтобы у мужа были деньги».
Справка «СК»
Лев Ефремович Кройчек – доктор филологических наук, профессор, автор 10 монографий по истории и теории журналистики. Разработал собственную классификацию публицистических жанров. Стоял у истоков факультета журналистики Воронежского государственного университета. Заслуженный работник Высшей школы.