13:00

Когда полиция разберется с уличными валютчиками

  1. Новости

Давно не был, но вот решил сходить. Как только подошел к основному входу, сразу же получил несколько предложений поменять валюту и купить подержанный сотовый телефон. Глянул на «коммерсантов» – оказались старые знакомые. Не в смысле того, что я их хорошо знаю, а в том смысле, что стоят они на этом месте больше двадцати лет. Так примелькались, что теперь прямо как родные.

За это время сменилось несколько президентов (начинали эти ребята еще при Горбачёве), министров внутренних дел и руководителей УВД области, рынок преобразился до неузнаваемости, некоторые виды валют, например немецкая марка, ушли в небытие, а эти люди по-прежнему на том же месте в тот же час. Делают свой нехитрый бизнес и в ус не дуют.

Ну вот, казалось бы, какое мне до них дело? Работают люди и работают. Не насильно же они заставляют меня валюту у них покупать. Если они круглый год стоят на улице, читая унылую мантру: «Валюта, золото, выгодный курс», – значит, кому-нибудь это надо.

Но на самом деле не все так просто. Вот сейчас, после того как в Москве был убит вор в законе Аслан Усоян, известный в определенных кругах как Дед Хасан, многие стали говорить о том, что девяностые годы прошлого века возвращаются к нам в худших своих проявлениях. А мне вот кажется, они никуда и не уходили, как никуда не уходили менялы с рынка.

Ведь девяностые помимо всего прочего (в том числе и хорошего) запомнились полным пренебрежением к закону как со стороны населения, так и со стороны правоохранительных органов.

И вот смотрите, что получается. В центре города в течение долгих лет «группа товарищей», как поется в песне, «никого не боясь, ничего не тая», нарушает закон. Ведь торговать валютой частным лицам на улице у нас еще никто вроде бы не разрешал.

Люди все это видят и делают вполне обоснованные выводы. Если валютчики чувствуют себя так беззаботно, значит, кто-то закрывает глаза на их деятельность. И уж, наверное, не бесплатно.

А раз так, то чем нынешние порядки отличаются от тех, что были в девяностых? Выходит, что ничем… Если вдуматься, уличные валютчики – примета времени. Вернее, безвременья.

…Надо сказать, что легальные торговцы (не валютой) Центрального рынка не раз обращали внимание властей на «подвиги» менял. Несколько лет назад этой проблеме даже было посвящено совещание в городской администрации.

– Надоели эти менялы хуже горькой редьки, – жаловались городскому руководству продавцы. – Во-первых, покупателей пугают, а, во-вторых, время от времени устраивают между собой разборки. Дело порой до поножовщины доходит. Разумеется, мы обращались в полицию. Но там нам ничем по сути не помогли. Говорят, валютчиков трудно прищучить...

…С моей стороны, конечно, большая наглость советовать матерым оперативникам, как им ловить преступников. Но я все же рискну. Знаете, есть такая штука – контрольная закупка. Полицейскому нужно переодеться в штатское и поменять у валютчика деньги. Можно наши на иностранные, можно – наоборот. И как только валютчик начнет отсчитывать купюры – его можно брать и, что называется, «оформлять». Разумеется, я мог не учесть какие-то детали в этой инструкции. Но направление дал, уверен, верное. Можно начинать действовать. Если, конечно, есть желание. И мотивация.