13:56

Максим Пиганов: «Карьера ребят из проекта «Голос» вряд ли будет удачной»

  1. Новости

Ведущий российский джазовый тромбонист Максим Пиганов нечасто радует калининградцев своим присутствием. Но во время концерта оркестра Олега Лундстрема (в рамках фестиваля «Джаз в филармонии») Максим отжег по полной, исполнив композицию «Ночной товарный поезд». Это был трагикомический моноспектакль. Тромбон и пошалил, и покуражился, и спел про одинокую печаль ночного товарного поезда. Высший пилотаж джаза.

Тромбон в «красной книге»

– Максим, у вас репутация музыканта, который умеет на тромбоне петь, разговаривать, браниться, смеяться. Говорят, даже русский фольклор вам по зубам?

– Ну, по крайней мере песня «Валенки», которую в свое время исполняла Лидия Русланова, в моем репертуаре имеется. Когда-то я услышал в исполнении одного московского диксиленда композицию Let My People Go, в которую они делали вставочку в виде русской народной песни «Валенки». Я подумал: надо же, практически одна и та же гармония, и почему бы не сделать просто песню «Валенки» и уже в нее вкрапить мелодию Let My People Go. Так и родилась эта аранжировка…

– Почему из музыки выбрали джаз, а из джаза – тромбон?

– Стать музыкантом мне сам бог велел – музыка в доме звучала постоянно. Хотя папа был военным, а мама – учителем. Зато мой дядя Валерий Иванович Пиганов – композитор. К джазу начал тянуться очень рано, полюбил все эти синкопы, ритмы. На тромбоне все это, по моему разумению, звучит очень убедительно – инструмент совершенно универсальный! Но в России случилось так, что тромбон оказался под угрозой попадания в «красную книгу». В силу тех или иных причин интерес к нему незаслуженно затух. Поэтому я последовал примеру американца Урби Грина, создавшего у себя на родине оркестр тромбонистов из 21 музыканта, чтобы возродить интерес к инструменту. Так родился ансамбль The Trombone Show.

– Когда все-таки услышим ваш коллектив в Калининграде?

– Срок сейчас обозначить сложно, но желание выступить в родном городе очень велико, а значит – претворим его в жизнь.

Счастливый островок свободы

– Правда, что вас чуть не исключили из Калининградского музучилища?

– Было такое дело… Джаз ведь в ту пору (в 1982 году) был не то чтобы под запретом, но считался эдакой «лжемузыкой». Как-то один из преподавателей даже обмолвился, что джаз, мол, это разболтанная симфония. И вообще советскому человеку сложно было воспринимать эти исконно негритянские ритмы. Это уже попозже, когда стали слушать Майкла Джексона, Тину Тёрнер – в общем, открылись для мира, все эти синкопированные звуки стали доступны для понимания. Но это потом. …А тогда кто-то довел до сведения руководства – дескать, там, в подвале, Пиганов джаз играет! Что соответствовало истине. Вызвали к завучу, строго отчитали, объяснили, что это «чуждая музыка», которая портит вкус. Пригрозили: еще раз узнаем – и все, вылет из училища обеспечен. Я сказал – хорошо и продолжил делать это тайно…

– Тайно – в музучилище, а явно, насколько мне известно, – в Литературном театре у Альберта Михайлова?

– Собственно, поэтому я и пришел в Литературный. Это был такой счастливый островок свободы. Был там небольшой оркестрик, в нем как раз играл Валерий Иванович Пиганов. В то же самое время я организовал свой диксиленд во Дворце культуры моряков. Позже стали ездить по стране.

– Неужели не прикапывались?

– Да конечно прикапывались! Устраивали бесконечные аттестации, комиссии наведывались одна за другой. Однажды пришли из управления культуры области. Прослушали репертуар. А у нас была пьеса под названием «Джорджия». Спрашивают: а что это вы произведение с американским названием играете? Пришлось назвать эту пьесу «Ленинград». Потом долго исполняли ее под этим названием…

Без зависти и подстав

– Вы несколько лет проработали на родине джаза. Это было для вас открытием Америки?

– (Смеется.) Да, открытия были сплошные. Я работал на знаменитом круизном теплоходе «Норвегия». На нем плавал Де Голль, на нем перевозили «Мону Лизу» из Франции в Штаты. На его борту проводились грандиозные джазовые фестивали. Довелось поиграть со множеством культовых музыкантов, например с оркестрами Миллера, Гудмена. И меня поразил менталитет американских звезд эстрады. Они открыты, абсолютно не заносчивы и на свой взлет смотрят философски – дескать, сегодня я звезда, завтра – ты звезда. Конечно, это совсем не похоже на российские реалии. Кстати, оркестр Олега Лундстрема в этом плане – счастливое исключение. Я потому так долго, уже четыре года, в этом коллективе работаю, что здесь на удивление товарищеская атмосфера. Нет звездных заходов, зависти, подстав – а этого хватает в музыкантской среде. Периодически и до мордобоев доходит. Помните драку в «Веселых ребятах»? Такие сцены не редкость на нашей эстраде.

– Супруга – ваша коллега?

– С Ириной мы учились в Калининградском музучилище, но при этом познакомились в Литературном театре. Играли там вместе практически во всех забойных спектаклях. С тех пор 26 лет вместе.

Другое небо и воздух

– Одна из солисток вашего оркестра Мари Карнэ и калининградка Алиса Гелисс приняли участие в проекте «Голос». Как расцениваете их перспективы?

– Мари – исключительно одаренная девушка, Пахмутова ее любит, Алиса – яркая исполнительница, но вряд ли их карьера на эстраде будет удачной. Наша эстрада – это полукриминальная попсовая тусовка, а они в нее не входят. Та же история, к сожалению, и с другими ребятами, что отметились в «Голосе». Потрясающие вокалисты, стильные, яркие, а кто о них знает? В лучшем случае по ресторанам поют. Для российских продюсеров идеал – «Мурка».

– Когда приезжаете в Калининград, возникает ощущение родных стен?

– Да оно меня и не покидает! Хотя отдаю себе отчет, что никакая здесь не Европа. В дорогом бутике с претензиями могут обхамить, как в «старое доброе» время. И все же здесь небо другое, воздух другой. В нем словно бы витает каминный дымок и аромат кофе. А в Москву я не переехал, я просто там работаю!

Справка «СК»

Максим Пиганов – лауреат международных джазовых фестивалей, второй дирижер Государственного камерного оркестра джазовой музыки им. Олега Лундстрема, преподаватель Российской академии музыки им. Гнесиных по классу тромбона. Родился в 1964 году в Калининграде. В 1980-м поступил в музыкальное училище (сегодня – колледж им. Рахманинова). Окончил Вильнюсскую консерваторию. С 1999 по 2001 год работал в США, где выступал вместе с оркестрами им. Глена Миллера, Томми Дорси, Лэса Брауна и Вудди Германа. С 2001 по 2008 год солист оркестра Игоря Бутмана.

С 2008 года – солист Государственного камерного оркестра джазовой музыки им. Олега Лундстрема, попавшего в Книгу рекордов Гиннесса как старейший в мире непрерывно существующий джазовый коллектив. Жена – музыкант. Дочери Юлии 25 лет, она социолог.