Печальное зрелище, правда? Трава по пояс, надгробье покосилось, за оградой – мусор... Кто знает, может быть, самая знаменитая могила области – могила Канта – выглядела бы так же, если бы за ней не ухаживали сотрудники Кафедрального собора. А ведь они вполне могли бы этого и не делать. Формально могила великого философа вот уже три года как бесхозная. Ничья. В 2009 году федеральные власти сняли ее с баланса, а региональные – до сих пор не поставили.
Недавно об этом сообщила областная прокуратура, и печальная новость с помощью информ-агентств тут же облетела всю страну, заметно «улучшив» при этом имидж области.
Впрочем, чиновников все это не застало врасплох. За словом в карман они не полезли, объяснив, что юридически оформить могилу они не смогли, потому что она «не является отдельным капитальным строением».
Что это? Юридический казус? Досадное недоразумение? Так можно было подумать, будь случай с могилой Канта единственным в своем роде. Но это, к сожалению, не так. Недавно выяснилось, что произведение Августа Гауля «Борющиеся зубры» (в народе – «Быки»), которому, кстати, 12 ноября «стукнуло» сто лет, тоже, оказывается, бесхозное.
Директор Службы государственной охраны объектов культурного наследия Лариса Копцева в ответ на официальный запрос «СК» сообщила, что на этот памятник регионального значения «не разграничено право собственности». Иными словами, непонятно, кто должен финансировать реставрацию – город, область или КГТУ, рядом с которым стоят «Быки». При этом Копцева отмечает, что реставрация композиции необходима, поскольку на ней образовались «несколько сквозных отверстий, вмятины и деформация бронзового основания».
То есть, если завтра «Быки» рухнут и рассыплются, никто за это отвечать не будет.
Знаете, все это мне кажется странным. Ведь, на мой обывательский взгляд, у нас в области масса структур, которые должны заботиться о сохранности памятников культуры. Помимо уже упомянутой Службы государственной охраны объектов культурного наследия есть еще и Балтийское управление Минкульта РФ, отдел культуры администрации Калининграда. Там работает масса специалистов. Все трудятся, не жалея сил: пишут концепции, готовят доклады, участвуют в конференциях, сидят на собраниях, разрабатываю стратегии. И что в итоге? В итоге могила самого известного кёнигсбержца и столетняя скульптурная композиция – бесхозные. И главное – никто не виноват.
Все это мне напомнило миниатюру Аркадия Райкина про советскую сферу обслуживания.
– Кто сшил костюм? – спрашивает раздраженный клиент у директора ателье. – Я хочу в глаза ему посмотреть.
Выходят сто человек.
– Ребята, кто сшил костюм?
– Мы!
– Кто это «мы»?
– Специализация у нас узкая: один пришивает карман, другой – проймочку. Я лично пришиваю пуговицы. К пуговицам претензии есть? – интересуется один из сотрудников ателье.
– К пуговицам претензий нет. Пришиты насмерть, не оторвешь... Кто сшил костюм? Кто вместо штанов мне рукава пришил? Кто вместо рукавов мне штаны пришпандорил?
– Скажите спасибо, что мы к гульфику рукав не пришили.
– Их сто – я один, – развел руками клиент. – Все стоят так, как пуговицы, насмерть. Я сказал: привет, ребята, вы хорошо устроились.
…Добавить к этому, пожалуй что, и нечего…