16:33

Истина как преходящее понятие

  1. Новости

Бывший бизнесмен, ныне путешественник, испытал за короткое время несколько переживаний — точнее четыре, — каждое из которых связано с судебными решениями

Приговор Pussy Riot

Что это? Защита "поруганной веры"? Можно ли так "поругать" веру, что наказывать это тюремным заключением? Можно ли в принципе веру "поругать"?

Любой человек, считающий себя христианином, в оценке своих действий должен задаться вопросом, а как бы Он оценил это, что бы Он сказал мне сделать. Он — это Иисус Христос. И если в своей душе человек находит ответ "наказать, и максимально жестоко", то вот здесь вопрос: а с кем это он посоветовался? Кто способен призывать к жестокости и мести, а не к добру и милосердию? Вот уж воистину не от Бога такие решения.

Интересно, что бы сам Иисус Христос ответил, если бы его спросили: "Как мы должны наказать этих глупых девиц за кривляние в Храме?" Я сомневаюсь, чтобы Он сказал: "Законопатить их в цугундер, да так, чтобы им и иным неповадно было". Это, скорее, слова Кесаря, нежели сына Божьего.

Любой человечий правитель всегда боится покушений. Покушений как на него самого, так и на его власть. Не зря же Христа распяли за покушение на власть церковников над умами народа Иудеи! Приравняли к разбойникам, хотя один из разбойников был помилован, но не Хрис­тос. Деяния Спасителя душ человеческих оказались для них страшнее деяний убийцы и душегуба.

Так же и с приговором Pussy Riot. Где здесь истина, пусть каждый сам ответит. Прочтет Библию. Подумает, где у него находится вера и можно ли ее поругать. Насколько она сильна. Насколько, чтобы ее укрепить, требуются меры тюремного наказания кого бы то ни было. Все ли церковь сделала для того, чтобы эти девочки нашли в своем сердце веру в Бога. И что надо породить в сердце человека. Страх?

Часто говорят: "Бог покарал". Мне хочется спросить: а Бог ли? Бог ли наказал тюремным заключением? Бог ли карает дитя неразумное болезнью от рождения? Тогда надо признать реинкарнацию и то, что ребенок наказан за свои грехи в прошлых жизнях. Или за грехи родителей.

Да, некоторым пьяницам, что родили дитя больным, глубоко на него плевать. Им его болезнь — инвалидные деньги на водку. Тогда получается, что по-настоящему наказан только он, этот ребенок. Этот младенец, который не успел еще нагрешить в своей жизни. Кем он наказан? Кто его покарал? Бог?!

Приговор Брейвику

Так случилось, что недавно я был проездом в Осло. Был в первый раз, и очень недолго. Город впечатляет. Даже очень. Чем-то напоминает Питер — архитектурой, капитальностью строений, геометрией улиц. Скоростью работы платежных терминалов. Так, наверное, и должно быть в хорошей современной каменной коробке, не лишенной изысков и эстетики. Но еще два момента, которые тоже произвели на меня сильное впечатление.

Большое количество темнокожих людей.

Второй момент более субъективный. Я его не увидел, а, скорее, почувствовал. Некую бездушность этого города. Мне показалось, что Души, в нашем понимании, там нет. Хотя есть все для комфортной жизни каждого человека, вне зависимости от цвета кожи и вероисповедания… В конце прогулки я, впрочем, задался вопросом, а нужна ли им эта Душа? Может, ее тоже "придумали русские, чтобы не платить".

И конечно, в Осло я не мог не думать о "феномене Брейвика". Как такое современно отрегулированное и успешное общество его породило. Да-да. Именно общество. Это заметно по всем решениям, связанным с этим делом. Норвежское государство не снимает с себя ответственность за деяния Брейвика. Это и отставки — вплоть до высших чинов полиции, и сам приговор. Он, безусловно, максимально строг (по норвежским законам), общество берет на себя нагрузку по его надлежащему исполнению. Брейвик проведет в изолированной трехкомнатной камере 21 год... С доступом к Википедии.

Приговор, достойный сильного общества. Общества, признающего вину как самого преступника, так и свою. Наказывающего за содеянное, но не мстящего! Месть, жестокость за жестокость — удел слабых. Сильный не мстит и не злится. Он так же способен признать свои ошибки. А они есть. И это хорошо видно на улицах Осло.

Я прекрасно понял, как в один день, выйдя на улицы родного города, Брейвик почувствовал себя неуютно, скажу больше — почувствовал себя чужим среди людей, громко говорящих между собой, и говорящих не по-норвежски. Он не понимал, что происходит. Здесь и началось падение в страшную пропасть тяжелейшего греха, им содеянного. Но здесь же проявилась и вина общества перед ним. А точнее — государства.

Не секрет, что огромная заслуга в благополучии современных мировых экономик кроется в привлечении дешевой мигрантской рабочей силы. Правители и бизнес кровно заинтересованы в потоках дешевой рабочей силы и свежих мозгов. Вопрос же в том, как в это время чувствует себя коренной житель? Не тот, кто зарабатывает на мигрантах, а тот, кто теряет работу или меньше получает за свой труд.

Что взамен дает государство? Пособие по безработице? Да, и, надо признать, — неплохое пособие. В любой развитой европейской стране ты можешь на него жить, и вполне сносно. Не до жиру, но крыша над головой будет и с голоду не умрешь. Но к чему это подаяние приводит человека? К паразитическому образу жизни, к жизни овоща, не способного думать, лишь бы его удобряли и поливали еженедельным социальным чеком.

Безусловно, для преодоления этого паразитического синдрома в здоровом обществе вводятся дополнительные стимулы, направленные на повышение личной конкурентоспособности, — образование. Духовное развитие и воспитание не столь заметно и не столь усиленно предлагаются, как обучение наукам и ремеслу. А навязывание его в виде обязательного преподавания вызывает оскомину и сопротивление. В первую очередь, из-за топорности методов и неумения учитывать индивидуальные запросы людей. Именно индивидуальные! Потому как, если мы говорим о духовном воспитании, о Душе, то это очень интимно и строго индивидуально.

Можно, конечно, причесать всех под одну гребенку огнем и мечом, как это произошло в некоторых странах азиатского мира. Но для этого придется пройти путь крови, безжалостно вычищающий любое инакомыслие. Европа в свое время наигралась в «святую инквизицию», чтобы решительно перейти к индивидуальным ценностям, а не жертвованию человека во имя высших интересов. Наверное, это правильно, потому как спроси любого здравого индивида, какой тип государства он предпочитает, естественно, он предпочтет государство с учетом его индивидуальных запросов.

Хорошо слышно тех, кто кричит и требует. А тот, что тихо варится в котле своих мыслей, незаметно может сварить адскую смесь, подобную брейвиковской. И вина общества в том, что этот человек не был понят и услышан, что государство не сумело предвидеть и увидеть возможные игры его ума, которые породила новая волна миграции и созданная социальная система в стране. Цена такой ошибки — 78 душ! 77 убиенных людей и одна — самого Брейвика.

Решение Президента Азербайджана о помиловании Сафарова

Признаюсь, эта информация от 31 августа очень потрясла меня. Не столько самим преступлением, которое случилось много лет назад в Венгрии, когда один азербайджанский офицер зарубил топором спящего армянс­кого офицера, с которым они вместе проходили обучение английскому языку. Убил только за то (согласно его первоначальным показаниям), что тот армянин. На суде не раскаялся и не сожалел о содеянном. Приговор был строгим — 30 лет тюрьмы.

История страшная, но реальная. А вот то, что произош­ло через несколько лет, выходит за рамки юридических рассуждений. В конце августа Венгрия принимает решение об экстрадиции осужденного в Азербайджан. Оставим мотивы Венгрии для тех, кто их действительно знает. По прибытии в Баку Сафарова ожидал Указ президента о помиловании, о котором ему сообщили прямо в аэропорту, как только он ступил на родную землю. Но даже не само решение так потрясло меня. Меня потрясла демонстративность этого решения!

Ведь ничто не мешало президенту Алиеву отправить Сафарова без лишнего шума в одну из воинских частей, а через пару лет, когда шум поутихнет, помиловать. Но это было сделано иначе. Достаточно прогуглить фамилию Сафаров и почитать, что говорят на форумах, какие комментарии пишут о нем в Азербайджане. Большинство чтит его чуть ли не «национальным героем». И редкие взвешенные возгласы «опомнитесь, о чем вы говорите, какой герой?» тут же тонут в потоках оскорблений от псевдопатриотов.

К сожалению, произошло очень страшное. Президент страны фактически одобрил убийство на национальной почве. Из таких семян, посеянных на государственном уровне, вырастают геноцид и фашизм.

Отказ Березовскому в удовлетворении иска к Абрамовичу

Королевский Суд Лондона. А точнее, леди Глостер и ее определение по делу Березовского против Абрамовича. Она назвала Березовского ненадлежащим свидетелем, сказав буквально следующее: "Проанализировав все материалы дела, я пришла к выводу, что господин Березовский является ненадежным свидетелем, считающим истину гибкой и переменчивой концепцией, которую можно менять в зависимости от своих сиюминутных целей". Я и раньше-то не был особого мнения об этических достоинствах русского олигархата. Оценки судьи поразили не столько выводами, сколько легкостью и точностью формулировок. Другим языком леди Глостер сказала: "Есть "да" и есть "нет", все остальное от лукавого".

Просто мы так давно не слышали ничего подобного на русском языке, что даже переведенное с английского решение спора двух российских бизнесменов, не доверяющих рассмотрению дела у себя на родине, в России, но желающих найти некую истину, вызывает восхищение. Решение, сказанное такими, в общем-то, простыми и естественными словами.

Словами, которыми каждый из нас, пропустив через свое сердце то или иное деяние, способен оценить любое событие. Сверив его со своими нравственными ориентирами, в координатах любви и мудрости. А вот безразличие, как говорят Учителя, — признак... тупости.