Много раз спрашивала себя: "Что привело меня в школу после 15-летнего перерыва?" Именно об этом меня спросил директор при приеме на работу. "Зов крови!" - гордо ответила я, чуть подумав.
И правда: уж не знаю точно, в каком поколении я педагог. Читала статью в газете "Вечерний трамвай" с кричащим названием: "Медики терпят хамство и работают за копейки". Подумала: "Слово "медики" вполне можно заменить на "учителя". И бодрые рапорты о "средней зарплате учителей" по области в сумме 15 000, и радужные восторженные речи с экрана: "Учителям поднимут зарплату на 15%!", - все это вызывает уже даже не злость, а лишь горькую усмешку…
У меня оклад (внимание, чиновники от образования!) – 7618 рублей, два месяца назад был на 100 рублей меньше. Нет, мы не всегда, конечно, сидим на голом окладе. Методическая литература – 100 рублей, иногда бывает премия (самая большая была в этом году – 2500 рублей, но это далеко не каждый месяц), ну еще за интерактивные уроки добавляют 100 руб./штука (если вовремя отчет сдашь), так, глядишь, может тысяч 10 набежать. Но даже не каждый месяц.
А если не дай Бог заболеешь… По новым правилам расчета больничных, нам, учителям, очень не выгодно болеть, а ведь мы постоянно в зоне риска - контактируем со множеством детей ежедневно.
И у нас ведь тоже и дети есть, и семьи. Ясное дело, что с такой зарплатой трудно говорить о "достойной жизни", можно говорить лишь о выживании. Хотя, кто сказал, что "достойная жизнь" должна выражаться только материально? Об этом тоже говорят. Вот он – "моральный облик учителя", или "учитель должен быть достойным". Мы как-то мало и вскользь слышим о достижениях учителей, об их ежедневном труде, подвижничестве (не побоюсь этого слова), об учителях, которые упорным трудом добились положительных результатов ЕГЭ у отпетых двоечников, учителях, подготовивших победителей олимпиад…
Зато тут и там пестреют заголовки: "Учителя за деньги фальсифицировали результаты ЕГЭ!", "На уроке физкультуры ребенок получил травму!", "Учитель оскорблял ученика!", "Из-за двойки по физике ученик свел счеты с жизнью!" Не собираюсь отрицать очевидное. Есть в учительской среде и наплевательское отношение, и хамство, и непрофессионализм, но, поверьте, в общей массе учителей, достойно исполняющих свой профессиональный и гражданский долг, этот процент ничтожно мал. И я уверена, что для многих современных детей именно учителя являются неким эталоном и морали, и нравственности, и гражданской позиции, и достойного отношения к делу.
Вы бы видели, что творится в школе перед 1 сентября! Все трудятся, не покладая рук, директор хватается за сердце, завуч, вся заваленная бумагами и практически не имевшая отпуска, пьет валидол, технический персонал в истерике… Когда я, разогнувшись от уборки кабинета (дети помогали!), заглянула в кабинет учителя математики и застала ее балансирующей на стремянке и вешающей шторы (а ей, между прочим, уже за 60!), подумала: "Милые дети, уважаемые родители, прежде чем клеймить школу и обвинять ее во всех смертных грехах, - зайдите в школу вот в такое неурочное или каникулярное время. Загляните в кабинеты, в которых сидят, склонившись над тетрадями, учителя (а на улице уже темно). Посмотрите на директора, который, вооружившись мастерком, шпаклюет стены (строители затянули с ремонтом). На техничек, которые далеко за полночь (!) отмывают полы и стены от строительной грязи (пробовали отмыть?), а наши домочадцы помогают носить парты, двигать шкафы … И все это только в расчете на денежные единицы? Нет, дорогие, все это, чтобы было хорошо вашим и НАШИМ детям".
Уже предвижу возгласы: "Кто на кого учился!" А мы и не отрекаемся от своего образования, работы, призвания… "Не отрекаются, любя…"
Я, когда начинала писать про школу, не знала, что получится. Это размышление не задумывалось как гневно-пессимистичное, а тем более не как ода нашему образованию… В нашей работе, как и в любой другой, есть свои розы, и свои шипы. Очень многие учителя (особенно работающие вот в таких, обычных, средних школах, где ученики – не звезды, а часто тихие троечники, а то и двоечники - и таких детей тоже надо учить, не все могут сидеть в гимназических и лицейских классах) часто говорят в сердцах: "Все, уйду, не могу больше…" Конечно, некоторые и уходят. Но, повторю, НЕКОТОРЫЕ. А большинство остается. И не потому, что "некуда идти", "пенсия на носу", "отпуск длинный", а потому что ЛЮБЯТ,- и работу, и школу, и НАШИХ детей.
И вот уже на пороге 1 сентября. Отпуска закончились. В школе тихо, чисто и светло. А потом понесется… Уроки, календарно-тематическое планирование, аттестация, курсы, тетради, конспекты, ночи в Интернете в поисках интересных материалов для уроков, долгие разговоры с родителями, культпоходы и соревнования, совещания и педсоветы, разные списки и множество бумаг, звонкие перемены, и дети, - плачущие и смеющиеся, раздраженные и радостные, успешные и не очень, большие и маленькие, - дети, дети, дети….
Но мы вновь и вновь приходим в школу 1 сентября. Добро пожаловать в школу!