11:15

Высоковольтная политика: можно ли подключить Калининград к европейской энергосистеме

  1. Новости
Достаточно беглого взгляда на географическое положение и историю региона, чтобы понять:  Калининградская область, как российский эксклав, обладает специфическими возможностями и стоит перед специфическими вызовами. Обращаясь к политической составляющей вопроса, мы  на первое место поставим вопросы энергетики. 
 
Ведущие немецкие политики постоянно высказываются в поддержку идеи создания общеевропейского экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. О том же многократно говорил Владимир Путин. Канцлер Ангела Меркель последний раз затрагивала эту тему в начале июня 2016 года. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и вице-канцлер Зигмар Габриель стараются её конкретизировать.
 
При таком подходе Калининград — это не изолированный регион, он находится внутри большого экономического пространства, что может положительно сказаться на его развитии. Создание такого сообщества, к которому принадлежит также Украина, способствовало бы оздоровлению экономической и политической ситуации в стране. По этой причине Германия всё время инициирует дискуссии на тему формирования такого пространства. 
 
Берлин ясно даёт понять, что расположен к сотрудничеству с Москвой, пусть даже не как с соседом, но как с оппонентом. Это очень важный политический жест со стороны Германии.
 
Германия посылает сигналы о готовности к сотрудничеству в разных сферах (например, по  решению сирийской проблемы или Совета Россия—НАТО). Эти сигналы встречают неодобрение некоторых партнёров Берлина по ЕС и НАТО, где наблюдается явное расхождение во мнениях относительно того, на чём должна основываться политика в отношении России — на  принципах партнёрства или изоляции.  
 
Шансы на то, чтобы вывести общеевропейскую кооперацию по ключевым вопросам на качественно новый уровень развития в обозримом будущем, остаются, к сожалению, мизерными. За прошедшие два с половиной года доверие между Германией и Россией было подорвано. Ключевыми словами здесь остаются "Украина", "Крым" и "санкции". 
 
В Берлине уже не уделяют столько внимания совместным российско-немецким проектам, как раньше. Но Германия старается сохранить за собой возможность не позволить им кануть в забвение. Такой же позиции придерживаются Франция, Италия и другие страны. Калининград особенно страдает от растущего напряжения на европейском континенте и сопутствующих ограничительных мер, и приостановка действия режима МПП с Польшей это показала. 
 
Обратим внимание на перспективы развития энергетического сектора и транзита газа. В 1993 году Россия и Польша договорились о строительстве газопровода "Ямал" в обход Украины, подпись под договором поставили оба тогдашних президента. Москва и Варшава сомневались в способности Украины оставаться надёжным транзитёром газа. После запуска газопровода в 2001 году Калининградская область получает газ через Литву. 
 
Прибалтийские государства до этого времени получали голубое топливо по ценам ниже, чем для Западной Европы. В 2008 году Прибалтика платила за 1 тыс. куб. м газа в среднем $280, в то время как страны ЕС — по $500.  
 
С 2005 года Россия стремится уравнять цены для постсоветских республик с европейскими, что привело к многочисленным конфликтам. Литва заявила, что это может вызвать проблемы с транзитом газа в Калининград. Белоруссия использовала и использует своё положение как незаменимого транзитёра газа для Калининграда, за что получает от России миллиардные концессии.
 
Страны-транзитёры нередко пользуются своим положением. Россия это понимает. "Газпром" рассчитывался с экспортёрами газа из Средней Азии по низким ценам вплоть до 2008 года, пока Россия обладала монополией на его транзит. Среднеазиатские поставщики получали умеренное вознаграждение до тех пор, пока не обозначились другие направления экспорта, например Китай.
 
Импортёры газа, как и его экспортёры, работают над тем, чтобы диверсифицировать маршруты доставки, дабы обеспечить себе возможности для независимой торговли. В 2005-2006 году  возникла идея привязать Калининград к газопроводу "Северный поток", который начали прокладывать по дну Балтийского моря. Это сделало бы Калининградскую область независимой от других стран-транзитёров. Но эти планы не осуществились, и теоретически Россию можно теперь шантажировать возможностью "перекрыть вентиль" Калининграду.  
 
Реальность такого сценария мала, зато недоверие в отношении своего могучего соседа, в т. ч. со стороны Прибалтийских стран, — большое. России необходимо предпринять конкретные меры, чтобы диверсифицировать маршруты поставок газа для Калининграда.
 
Перейдём теперь к вопросу обеспечения электроэнергией. В Европе имеется несколько энергетических систем. Две самые большие — это те, которые связывают воедино страны Западной Европы и бывшего СССР, а именно: Россию, Литву, Латвию, Эстонию, Белоруссию, Украину. Россия, несомненно, способна поставлять электроэнергию тем, у кого наблюдается её нехватка. С начала 2014 года значительно вырос экспорт российского электричества на Украину — вопреки политической напряжённости между двумя странами. 
 
Прибалтийские республики решили в 2009 году отключиться от российской системы и подключиться к западной. Это привело к высоким затратам. В последующие годы в эксплуатацию были введены системы, связывающие Прибалтику с Финляндией и Польшей. Еврокомиссия старалась связать воедино электрические системы всех стран, расположенных в Балтийском регионе, кроме России. 
 
По техническим причинам электрические системы Западной Европы и бывшего СССР не могут соединяться напрямую. Их взаимодействие возможно лишь в ограниченной степени. Необходимо предпринять следующие шаги:
 
1. Стоит подумать о подключении Калининграда к электрификационной сети Западной Европы. 
 
Этого до сих пор не произошло исключительно по политическим мотивам. 
 
Калининград сможет сам обеспечить покрытие своих потребностей в электричестве. Для этого потребуются немалые инвестиционные затраты, но технически это не представляет проблемы.  Исландия и Кипр, где населения меньше, способны обеспечить безопасность собственных электрификационных сетей. 
 
2. Россия должна инвестировать 2,5 млрд евро, чтобы разделить российскую и прибалтийскую электрификационные системы.
 
В советское время через территорию Прибалтики были запущены многие ЛЭП, по которым ток поставлялся российскому потребителю. Желательно создать не только экономическое, но и энергетическое общеевропейское пространство от Лиссабона до Владивостока на принципах взаимозависимости. В последнее время наблюдаются совсем другие тенденции. Шаги для преодоления этих тенденций необходимо предпринимать уже сейчас, не откладывая всё в долгий ящик. 
 
Материал подготовлен при поддержке информационно-аналитического портала "НьюсБалт"