На больших международных конференциях есть одно неписаное правило: представителей Армении и Азербайджана нельзя записывать в одну секцию и тем более нельзя сажать их за один стол. Если только мероприятие не посвящено конкретно проблемам Южного Кавказа и урегулированию армяно-азербайджанского конфликта, делегатов от двух "горячих" кавказских республик желательно распределять по разным аудиториям и не давать им пересекаться.
Несколько лет назад в Юрмале я побывал на таком международном форуме, где неписаное правило было нарушено. На круглый стол, посвящённый отношениям постсоветских республик с Евросоюзом, был приглашён представитель Азербайджана. В одном зале с ним находился делегат от армянской диаспоры Латвии. Была затронута тема Нагорного Карабаха и вышел скандал.
Сейчас эту практику разведения сторон впору применять внутри самой России. В нашей стране живут многочисленные армянская и азербайджанская диаспоры. В их среде могут найтись горячие головы или просто провокаторы, способные начать выяснять межэтнические споры во внутрироссийской среде. Задача государства в условиях эскалации армяно-азербайджанского конфликта — вести работу с неформальными лидерами национально-культурных общин обоих народов в каждом регионе России, где есть армянское и азербайджанское землячества. На уровне внутренней политики необходимо остановить переход застарелой межнациональной розни в стадию повсеместного применения силы.
На уровне внешней политики Россия и другие страны, ответственные за нагорно-карабахское урегулирование, должны оперативно включить все международные механизмы, созданные за последние четверть века с лишним, а при необходимости создавать новые.
Проблема Нагорного Карабаха, даже если не вдаваться в её предысторию, насчитывает более ста лет. При формировании СССР Нагорно-Карабахский район с преимущественно армянским населением вошёл в состав Азербайджана. В советский период в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР по большей части удавалось поддерживать мирную жизнь, хотя и тогда случались вооружённые столкновения армян и азербайджанцев и были нормой как жалобы армянского населения автономии на притеснения со стороны азербайджанских властей, так и жалобы карабахских азербайджанцев на дискриминацию со стороны армянского большинства.
Открытый конфликт вокруг Нагорного Карабаха и перерастание его в Карабахскую войну стали следствием горбачёвской перестройки, когда политика демократизации и гласности практически сразу же после её провозглашения привела к переходу в публичную сферу идеи миацума — воссоединения армянского народа путём присоединения Нагорного Карабаха к Армении. В 1987-1988 годах союзный Центр не сумел удержать ситуацию на Южном Кавказе под контролем — произошла цепь роковых событий: постановление нагорно-карабахского облсовета о присоединении автономной области к Армении, погромы в армянских и азербайджанских поселениях, повсеместные столкновения на межнациональной почве и далее по нарастающей вплоть до полномасштабной Карабахской (или Арцахской) войны между Арменией и Азербайджаном.
Прекращение активных боевых действий в Нагорном Карабахе стало результатом упорной и тяжёлой дипломатической работы на международном уровне. Важнейшую роль здесь сыграло формирование Минской группы ОБСЕ, ответственной за урегулирование в Карабахе. Сопредседателями Минской группы стали Россия, Франция и США. За 24 года работы группы карабахский конфликт удалось "заморозить", однако породившие его причины так и не были устранены.
Были ли предпосылки и прогнозы экспертов, что в 2016 году стрельба в Нагорном Карабахе возобновится?
Год назад я ехал по центру Еревана с очень крупным армянским экспертом, в прошлом — депутатом Национального Собрания Армении. На вопрос о Нагорном Карабахе он ответил так: "И мы понимаем, и они (азербайджанцы — А. Н.) понимают, что американцам стоит только бросить спичку — и у нас здесь всё взорвётся". Этот ответ касался и Нагорного Карабаха, и ситуации внутри самой Армении, где из-за кризиса в России возник кризис экономики денежных переводов. Летом того же года в Ереване произошёл т. н. "электромайдан" — крупные акции протеста, так что в этой части прогноз оправдался. Теперь выходит, что он сбывается и по Нагорному Карабаху?
Впрочем, я бы не стал искать в эскалации конфликта на Кавказе происки американцев, как это сейчас многие начнут делать. Во-первых, за полгода до выборов президента США вашингтонскому истеблишменту совершенно не нужна новая горячая точка на карте мира. Во-вторых, США — сопредседатель Минской группы ОБСЕ и возобновление военных действий в Карабахе больно ударит по их репутации миротворца (как, к сожалению, и России с Францией).
Нельзя не напомнить также о прогнозах, звучавших осенью прошлого года, когда началась конфронтация России и Турции. Многие эксперты тогда говорили о сильном влиянии Турции на Азербайджан и допускали, что в условиях конфронтации с Россией Анкара может подтолкнуть Баку к конфликту в Нагорном Карабахе. Однако это лишь допущение, ничем доказательно не подкреплённое.
Сегодня и армянская и азербайджанская сторона обвиняют друг друга в открытии огня — установить истину в подобных ситуациях может лишь большое международное расследование, подобное тому, которое провела Комиссия Хайди Тальявини, доказавшая, что не Россия, а Грузия начала войну в Южной Осетии в августе 2008 года. Проведение такого же расследования по Нагорному Карабаху — вопрос будущего, в настоящее же время гораздо важнее остановить расширение армяно-азербайджанского конфликта. Столкновение необходимо в кратчайшие сроки остановить дипломатическими усилиями: перевести его в дипломатическую плоскость, не дать развиваться военному сценарию. В первую очередь нужно действовать через Минскую группу, но при недостаточности этого механизма нужно использовать и другие форматы взаимодействия: прямые переговоры глав государств, "челночную дипломатию" и т. п.
В любом случае самую активную роль в этом процессе должна и будет играть Россия. Её позицию в карабахском конфликте нельзя назвать нейтральной: в конце концов, Армения входит в ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности) и несколько лет назад отказалась от европейской интеграции в пользу вступления в Евразийский экономический союз России, Белоруссии и Казахстана. Армения имеет право требовать поддержки от своих официальных союзников. Однако оптимальным способом поддержать Армению для России будет не ввязываться в конфликт с Азербайджаном на стороне союзного государства, а помочь дружественному народу избежать сползания в ещё одну полномасштабную Карабахскую войну.